Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Реинкарнация Ивана Иллича

 

У меня в ленте внезапно случилась очередная реинкарнация Ивана Иллича. Я, как и manzherok,  думала, что его тексты висят в доме у каждого экстерна в рамочке  на почётном месте, но оказалось, что это не так. Стоило авторитетному человеку ivanov_petrov  процитировать книгу  Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир (2006), как пошли перепосты. И комментов в первоначальном посте уже под сотню. Это хорошо. Это значит, что постоянно появляются новые люди, думающие, что бы такого сделать с современной системой среднего образования.
 

Но комменты, комменты! Иногда просто шедеврально. Вот парочка приглянувшихся:
 
 
И.Иллич - "Истинное образование по большей части не является результатом обучения. Оно возникает в результате свободного участия в осмысленной деятельности. Большинство людей лучше всего учится именно так, а школа заставляет их поверить, что их личный познавательный рост обеспечивается тщательным планированием и руководством."

Коммент - К сожалению, это полная ерунда.

Есть люди, способные учиться именно так - но их ЕДИНИЦЫ.
Какой процент детей выучивается читать самостоятельно?
Какой процент выдающихся математиков не заканчивал ни физматшколу, ни физматфакультет?
Какой процент выдающихся теннисистов никогда не имел тренера
(ну это сразу 0), и даже больше - какой процент не является отпрыском родителей, которые с детства запихивали его в теннис?

Способность людей к самообразованию крайне мала, а если помножить на низкую дисциплину...

Про математиков точно не знаю, думаю подавляющее большинство великих математиков не заканчивало ни физматшколу, ни физматфакультет, за отсутствием оных. Зато знаю, что  теннисисток Серену и Венеру Уильямс тренеровал их папа, человек не имеющий никакого отношения к теннису. Тренировал по книгам и видео. И ничего, девочки уже в подростковом возрасте стали миллионершами.  

Коммент
- Однако я бы назвал следующее (о проблемах современной школы):

- отсутствие квалифицированных преподавателей
- низкий уровень обученности на выходе
- слабая методологическая и технологическая база
- неудачная система управления
- несоответствии школьной программы реальным потребностям общества
(хотя это проблема, которая выходит за пределы системы обучения)

В общем-то, со всем этим можно работать. Что делать - во многом понятно (хотя пока и не до конца). И я, хотя особо не слежу за тем, что творится в школьном образовании, слышал о некоторых проектах, которые направлены на эти вполне полезные вещи.
Когда же, вместо того, чтобы заниматься чем-то практическим, люди начинают обсуждать всякие бредовые идеи, особенно без внимательного анализа уже существующей теории в этой области, это меня расстраивает.

Живу я тут в своём окученном мире, рассуждаю о том, какие перспективы даёт свободное образование для развития личности, домашнее обучение для сохранения семей, а людям как не хватало "квалифицированных педагогов", так и не хватает.

Но кроме столкновения с "жестокой реальностью" случилась мне от всех этих перепостов и самая настоящая польза.   Сама-то я Иллича читала по диагонали.  После чтения Гатто не было больше необходимости читать что-то, чтобы убеждать себя, что школы - это зло. Мне больше был интересен следующий этап. Так что в приведённых цитатах подсмотрела кое-что полезное для себя. Оставлю здесь для обдумывания будущей реформы образования. Может пригодится. 
 
"Образовательные ресурсы обычно классифицируют соответственно целям учебного плана педагогов. Я предлагаю сделать наоборот: наметить четыре разных подхода, дающие ученикам доступ к образовательным ресурсам, которые помогут им определить свои собственные цели и в дальнейшем достичь их:

1. Служба рекомендации образовательных объектов, которая облегчает доступ к предметам или процессам, используемым для формального учения. Некоторые из этих объектов могут специально предназначаться для этой цели, или храниться в библиотеках, прокатных бюро, лабораториях, или быть выставлены для осмотра в таких местах, как музеи или театры; другие могут повседневно использоваться на фабриках, в аэропортах или на фермах и выдаваться ученикам в часы, свободные от работы, или как подмастерьям.

2. Служба обмена навыками, которая позволяет людям перечислить имеющиеся у них навыки, условия, на которых они согласны служить моделью для тех, кто хочет этим навыкам научиться, и адрес, по которому их можно найти.

3. Служба подбора партнеров — коммуникационная сеть, которая позволяет людям описать учебную деятельность, в которой они хотят участвовать, и найти партнера для совместного исследования.

4. Служба рекомендации Старших Преподавателей, которые могут быть перечислены в справочнике, дающем адреса и резюме профессионалов с высшим образованием, профессионалов без высшего образования и «свободных художников» вместе с условиями доступа к их услугам. Такие педагоги, как мы увидим, могут быть выбраны в результате опроса или по рекомендации их прежних клиентов."  -
Иван Иллич.

P.S. Как бы ещё сделать, чтобы ivanov_petrov   прочитал Джона Холта, Джона Тейлора Гатто и Карла Роджерса? 

P.P.S. На сайте freeedu.ru можно найти много ссылок на литературу по теме.  

Tags: имена, линки, свободное образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments