Сама Сюзан человек очень интересный и целеустремлённый. Вместе со своей матерью Джесси Уайз является автором одной из самых популярных книг посвящённых классическому образованию "The Well-Trained Mind". Имеет четверых детей. Живёт на ферме в штате Вирджиния. Работает в колледже Уильяма и Мэри. Автор очень хорошего учебника по истории для детей в 4-х томах "The Story of the World" (я по крайней мере лучшего не встречала, и не только я) и ещё нескольких книг. В последние годы занята написанием The History of the (Whole) World ("(Всей) мировой истории").
Это тоже учебник по истории в 4-х томах, но уже для "взрослых". Первый том - Древний мир - вышел в 2007 году, второй том - Средние века - вышел в 2010. Всё собираюсь купить эти две книги, да никак не соберусь. Но у меня средний сын весь в истории, так что нам этой покупки не избежать. Вообще Сюзан очень хорошо и легко пишет и сама по себе знающий и ответственный человек. Читать её - одно удовольствие, так что, я думаю, не разочаруемся.
Вот немного переводов из её «типичных дней»:
Осень 1998: 3 детей, первый класс, подготовительный класс и двух-летка.
9:00 Мы начали наш урок математики. Бен играет с паровозиком Томасом в своей комнате, так что я пока его не трогаю. Гордон (мягкая игрушка) сидит напротив Кристофера. Где-то на половине урока дайпер Дэниэла начинает вонять, так что я даю Кристоферу задание посчитать деньги и ухожу менять дайпер. Зайдя в детскую я вижу, что Бен стащил с кровати все простыни, чтобы сделать палатку. Только в 9:45 я спускаюсь к Кристоферу. Дэниэл начинает капризничать. Остаток урока я обьясняю Кристоферу с вцепившимся в мою ногу Дэниэлом. Задаю Кристоферу задание, которое он может сделать сам и уношу Дэниэла обратно в комнату для «тихого часа» (он уже отказался от утреннего сна, но я оставляю его в комнате на полчаса тихих игр). Бен расплакался, когда я стала выгонять его из комнаты, но успокоился, когда я пообещала, что он сможет послушать аудио историю.
10:20 Мы сделали математику. На полчаса позже запланированного. Я разрешаю Кристоферу и Бену пойти, покататься немного на велосипедах, пока я что-нибудь приготовлю перекусить. Когда я зову их домой, я поднимаю Дэниэла.
10:45 Кристофер занимается английским по своей рабочей тетради, а я сажусь с Беном делать задания из его тетради по чтению. Дэниэл заползает на середину стола и сбрасывает карандаши Кристофера. Я ставлю детское кресло возле мойки, чтобы Дэниэл мог лить воду из пустого в порожнее. Он льёт и на пол, но я подстилаю банное полотенце и стараюсь всё это игнорировать.
11:00 Я даю Кристоферу предложение для копирования, устанавливаю за диваном железную дорогу для Бена, меняю майку Дэниэла и проверяю предложение. Два слова невозможно разобрать и Кристофер переписывает их заново.
Осень 1999: первый и третий классы и трёх-летка; Дэниэл – 3, Бенджамин – 6, Кристофер – 8.
8:45 Кристофер закончил чистописание; Бен закончил завтрак; Дэниэл уронил свою тарелку. Я даю Кристоферу его тетрадь по грамматике, обьясняю сегодняшнее правило и задаю упражнения. Потом я вытираю яишницу с пола и несу Бену в комнату его чистописание. Я всё ещё должна наблюдать за ним, пока он пишет, потому что он постоянно норовит писать круги в обратную сторону. Так что пока он пишет, я стою возле него и повторяю: «Вверх и по кругу к стене! Вверх и по кругу к стене!». Дэниэл залазит на кровать. Бен протестует. Дэниэл орёт. Кристофер кричит из кухни, что он уже закончил. Я говорю Кристоферу быть терпеливее, Бену – толерантнее, а Дэниэлу прекратить хватать карандаши Бена.
9:05 Я несу Дэниэла за собой на кухню, чтобы проверить работу Кристофера. Он сделал две ошибки. Я прошу его их исправить и назвать правило грамматики, которое к ним относится. Дэниэл хочет рисовать фломастерами, так что я сажаю его на дальний край стола с фломастерами и стопкой ненужной бумаги. Когда я возвращаюсь в комнату Бена, он уже закончил своё чистописание сделав все оставшиеся круги в обратную сторону. Я прошу написать его ещё пять в нужную сторону.
9:15 Кристофер готов написать задание по письму. Сегодня он должен написать рассказ о хорошем деле, так что я прошу Бена вылезти из кровати и принести своему брату миску с M&M. По идее, Кристофер должен об этом написать, но все хотят M&M, так что мы устраиваем перекус (слишком рано).
9:20 Дэниэл покрыт слоем растаявших M&M. Этот ваш слоган «Тает во рту, а не в руках» - ЛОЖЬ.
9:25 Дэниэл в ванной. Я отправляю Бена обратно в кровать вместе с его тетрадью по английскому, обьясняю, что он должен сделать на следующих двух страницах и спаршиваю, может ли он сделать задание самостоятельно. Он отвечает утвердительно. Я отправляюсь на кухню и прошу Кристофера рассказать мне, что только что произошло. Он рассказывает :»Бен принёс мне M&M». Я отвечаю: «Нет, расскажи мне в точности, что произошло с самого начала.» «Бен пришёл в комнату.». «Что дальше?». «Он дал мне M&M». «Подожди, - говорю я, - откуда они взялись?». «Ты же их сама ему дала» - отвечает он, глядя на меня как на умалишённую. «Нет, - отвечаю я, - ты должен рассказать своему читателю, что Бен нёс конфеты, иначе читатель не поймёт, откуда они вообще взялись». «Бен нёс M&M в своих руках» - говорит Кристофер. Дэниэл орёт: «Где мой осьминог?». Я прошу Кристофера придумать заголовок для его рассказа и написать его на верху страницы. Я нахожу осьминога, проверяю Бена (который на самом деле сделал свою работу – я в шоке), говорю Бену, что он молодец и может пойти поиграть в Лего, и возвращаюсь на кухню. На верху страницы Кристофер написал: «Бен принёс мне M&M». Мы ещё несколько минут обсуждаем Хороший Поступок Бена, и потом он начинает записывать предложения, одно за раз. Я замешиваю печенье – этим утром мой отец, дедушка и ещё несколько мужчин работают на нашей ферме на лесопилке и мы обычно приносим им кофе и угощение к 10:30.
9:55 Кристофер написал два предложения. «Этого достаточно?» - спрашивает он. «Нет, тебе надо закончить рассказ». Я иду к Бену послушать, как он читает мне вслух. Дэниэл выливает воду на пол, но поскольку он вдалеке ото всех, я стелю три ванных полотенца и стараюсь его игнорировать.
10:05 Кристофер написал три предложения. «Этого достаточно?» - спрашивает он. «Нет, тебе надо закончить рассказ».
10:10 Я завариваю кофе и зову Бена заниматься на пианино. Он практикуется 15 минут и его внимание начинает рассеиваться.
10:25 Кристофер приносит мне рассказ. Я хвалю его и спрашиваю, не хотел бы он посмотреть, как мы можем сверстать это в Микрософт Паблишер? Он отвечает, что хотел бы, так что мы включаем компьютер, открываем программу и печатаем слово «Газета» в роли заголовка. Он начинает печатать свою историю в одну из колонок. Бен надевает сапоги и сообщает, что он идёт предупредить мужчин, что скоро будет перерыв на кофе. Дэниэл появляется в гостиной, абсолютно голый и мокрый. «Поезд выбрался из ванной», - сообщает он.
Надо будет как-нибудь все эти её дни перевести. Читать интересно, и к тому-же развенчивает тот миф о классическом образовании, как о чём-то ужасно серьёзном и академическом, который укрепился после выхода в свет книги "The Well-Trained Mind".
P.S. Классическое образование очень популярно среди хоумскулеров. Но оно не является единственно верным способом обучать своих детей дома. Для кого-то классическое образование работает, для кого-то - нет. Всё зависит от стиля обучения ребёнка, его интересов, а также от установок родителей. Вместе с Сюзан её мама Джесси Уайз классическому тривиуму учила также её сестру и брата, но как-то о них вот ничего не слышно. Не стали они вместе с ней проповедниками классического образования.