Приходит ученик (7 лет). Спрашиваю, что будем делать. Давайте, отвечает, почитаем. Взяли рассказы Толстого. Читает «Галка и кувшин» («Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить»). Воодушевлённо восклицает: «Я знаю, почему Галка смогла напиться! Это по закону Архимеда!» (видимо, отец рассказывал, я тут ни при чём). Отлично, говорю, о чём этот закон? Ответ: «Это ... если в воду опустить что-то, то воды выльется столько же, сколько места занимает то, что опустили!». Дальше берём стакан, привязываем к нитке первый попавшийся предмет, подходящий по размерам и плотности (попался каменный наконечник от разобранных сувенирных настольных часов), погружаем в воду в стакане, замеряем изменение уровня воды, рассуждаем, что произошло и почему. Говорим, в частности, о том, чтО мы в данном случае измеряем линейкой, измеряем ли мы объём, в каких единицах измеряют объём и т.д. Беру другой предмет (закрытую бутылку из-под витаминов), спрашиваю, у какого предмета объём больше – у камня на верёвочке или у бутылочки. Получаю ответ: «У камня, он тяжелее». Проверяем. Ничего подобного, бутылочка легче, но объём её больше. Некоторое время говорим о разнице между весом и объёмом. Воспользовавшись паузой, спрашиваю, давно ли жил Архимед? Ответ: «Нууу... думаю, давно. Меня не было ещё». Открываем Википедию, приходится объяснять, что такое «до н.э.», что портрет нарисован на много веков позже. Неожиданно, во время просмотра анимации «Винт Архимеда» получаю вопрос: «А я однажды с папой жёг сахар и на краях банки появилась вода. Разве в сахаре есть вода?». Есть, отвечаю. Сахар так и называется «углевод», т.е. уголь (углерод) и вода. Показываю формулу сахара, объясняю, что означают буквы и цифры в формуле. Некоторое время говорим о том, что растения создают углеводы из воды и углекислого газа. Вижу, парень утомился. Спрашиваю, не заняться ли нам математикой? Получаю одобрительное: «А давайте придумывать задачи с неизвестными!». Придумывай ты, говорю, а я буду решать. Пишет после некоторого раздумья:
10х-3=1
Решаю:
10х-3+3=1+3
10х=4
х=4/10.
Правильно, спрашиваю?
Да, говорит, только как разделить четыре на десять?
Берём пластилин, лепим четыре шарика и в течение минут двадцати делим четыре на десять.