Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Урок Алексея Битнера

Очередной пост из серии "Практика домашнего обучения". На этот раз рассказ Алексея Битнера ispoetov  вот отсюда об одном из его уроков.  

Приходит ученик (7 лет). Спрашиваю, что будем делать. Давайте, отвечает, почитаем. Взяли рассказы Толстого. Читает «Галка и кувшин» («Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить»). Воодушевлённо восклицает: «Я знаю, почему Галка смогла напиться! Это по закону Архимеда!» (видимо, отец рассказывал, я тут ни при чём). Отлично, говорю, о чём этот закон? Ответ: «Это ... если в воду опустить что-то, то воды выльется столько же, сколько места занимает то, что опустили!». Дальше берём стакан, привязываем к нитке первый попавшийся предмет, подходящий по размерам и плотности (попался каменный наконечник от разобранных сувенирных настольных часов), погружаем в воду в стакане, замеряем изменение уровня воды, рассуждаем, что произошло и почему. Говорим, в частности, о том, чтО мы в данном случае измеряем линейкой, измеряем ли мы объём, в каких единицах измеряют объём и т.д. Беру другой предмет (закрытую бутылку из-под витаминов), спрашиваю, у какого предмета объём больше – у камня на верёвочке или у бутылочки. Получаю ответ: «У камня, он тяжелее». Проверяем. Ничего подобного, бутылочка легче, но объём её больше. Некоторое время говорим о разнице между весом и объёмом. Воспользовавшись паузой, спрашиваю, давно ли жил Архимед? Ответ: «Нууу... думаю, давно. Меня не было ещё». Открываем Википедию, приходится объяснять, что такое «до н.э.», что портрет нарисован на много веков позже. Неожиданно, во время просмотра анимации «Винт Архимеда» получаю вопрос: «А я однажды с папой жёг сахар и на краях банки появилась вода. Разве в сахаре есть вода?». Есть, отвечаю. Сахар так и называется «углевод», т.е. уголь (углерод) и вода. Показываю формулу сахара, объясняю, что означают буквы и цифры в формуле. Некоторое время говорим о том, что растения создают углеводы из воды и углекислого газа. Вижу, парень утомился. Спрашиваю, не заняться ли нам математикой? Получаю одобрительное: «А давайте придумывать задачи с неизвестными!». Придумывай ты, говорю, а я буду решать. Пишет после некоторого раздумья:

10х-3=1
Решаю:
10х-3+3=1+3
10х=4
х=4/10.

Правильно, спрашиваю?
Да, говорит, только как разделить четыре на десять?
Берём пластилин, лепим четыре шарика и в течение минут двадцати делим четыре на десять.

Вот так прошли полтора часа. По какой методике мы занимались? Что было бы, если бы я заранее написал план урока и придерживался бы его, этого плана?



Tags: опыт ДО
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments