Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Руфь Бичик, "Лёгкий старт в математике (1 - 3 классы)", Ч1

Перевожу книгу Ruth Beechick, An Easy Start In Arithmetic (Grades K – 3). Решила выложить результат не дожидаясь завершения процесса.

Мне нравится, как она пишет: всегда по-деловому, без лишней воды. С одной стороны, её советы основаны на её многолетнем опыте в качестве учителя и составителя программ, с другой стороны, она очень уважительно относится к родителям, как к первым и лучшим учителям для своих детей. У неё есть ещё две книжки такого же формата (около 30 страничек текста): A Strong Start In Language и A Home Start In Reading, которые вместе с Математикой считаются a must не только для хоумскулеров, но и для всех родителей, которым интересно образование их детей.

 

Учите ли Вы своего ребёнка дома, или помогаете ему после школы, в Ваших силах сделать изучение математики в начальной школе лёгким и приятным. Цель данной книги – показать родителям, что математика - это не скучный или трудный предмет, которого нужно бояться, и что избежать "синдрома математической тревожности" совершенно реально.

 

Но для начала давайте рассмотрим Ваше отношение: 1) к математике; 2) к Вашему ребёнку; 3) к процессу обучения; 4) к тестированию.

 

  1. Отношение к математике

     

Некоторые родители, и даже профессиональные учителя, сами боятся математики. Такая боязнь ведёт к неуверенности в преподавании и зависимости от учебников. Обучение подменяется чтением учебника: сегодня прочитаем страницу 7, а завтра - страницу 8, и будем надеяться, что ребёнок усвоит материал.

 

Существует только один способ, чтобы избавиться от болезни под названием «боязнь математики» : выучить математику самому. В конце концов, Вы – взрослый человек, и в состроянии справиться с программой по математике для младшей школы. Возьмите толковый учебник и учитесь вместе с ребёнком, или идите на несколько страниц впереди. Тем самым Вы приобретёте уверенность в себе и получите удовольствие от обучения. А учитель, который любит учиться, имеет и право, и способности обучать других.

 

  1. Отношение к Вашему ученику

     

У некоторых родителей существует психологическая проблема: неспособность доверять ребёнку. Обычно это происходит в двух случаях.

 

Во-первых, когда взрослый пытается через ребёнка удовлетворить свои амбиции либо несбывшиеся мечты. Возможно, родитель хочет, чтобы его ребёнок лучше, чем он сам в детстве, учился в школе, возможно хочет, чтобы ребёнок был не хуже соседского мальчика или своей двоюродной сестры.

 

Другая проблема лежит в ложном тезисе, что ученик и учитель находятся по разные стороны баррикад. Родители с такими представлениями, скорее всего, сами имели очень строгих учителей, для которых правильным было только одно мнение – их собственное мнение.

Если Вы замечаете за собой излишнюю строгость в обучении Вашего малыша, попробуйте взглянуть на ситуацию обучения, как на командную игру, где Вы с ребёнком – одна команда.

 

  1. Отношение к процессу обучения

 

Если Вы достаточно уверены в своих познаниях в математике и у Вас хорошие отношения с Вашим ребёнком, то этой проблемы скорее всего у Вас не будет. Проблема заключается в том, что «они», знают как учить Вашего ребёнка, а Вы – нет. Если Вы считаете, что «они» - люди, называющие себя профессионалами от образования, владеют волшебной теорией, которая Вам недоступна, вспомните, сколько различных образовательных теорий сменилось на Вашем веку и как изменился подход к образованию с тех пор, как Вы учились в школе.

 

Читайте специализированную литературу, исследования и книги профессионалов, но всегда думайте над тем, что Вы прочитали. Всегда думайте, как эта новая, только что узнанная Вами теория подходит именно к Вашей ситуации. Помните, что ни один исследователь не знает Вашего ребёнка так же хорошо, как Вы. Вы можете использовать новейшие достижения в науке об обучении, но при этом обязательно пользуйтесь своим здравым смыслом, решая, что подходит именно Вам.

 

  1. Отношение к тестированию
     

 

Вначале – одно замечание общего характера: большинство тестов были придуманы, чтобы было легче работать с большими группами учащихся.

При обучении дома необходимость тестирования практически отпадает. Вы спокойно можете избегать всякого рода тестов вплоть до третьего класса. Но существует один тип тестов, который может быть весьма полезен, особенно в старших классах начальной школы. Чтобы помочь Вам принимать взвешенные решения по поводу тестов, мы включили в эту книгу несколько замечаний о различных видах тестов.

Тест на готовность обычно даётся в школе, чтобы понять, готов ли ученик к определённого рода математитическим заданиям. Дома такие тесты проводить не имеет смысла. Если Вы не знаете, может ли Ваш ребёнок решить то или иное задание, просто дайте ему это задание и посмотрите, справится ли он. Если это слишком тяжело для ребёнка, значит он ещё не готов.

Тесты на «достижение» (achievement tests) – очень распространены в США и Канаде – О.П.) обычно сравнивают ответы учеников с установленными «возрастными нормами». Сейчас всё чаще слышаться голоса против этих тестов и среди родителей школьников, и среди учителей. Дома такие тесты абсолютно не нужны.

 

Ещё один распространённый тест – тест в конце главы. Большинство родителей, обучающих своих детей дома, понимают, что они могут спокойно игнорировать такие тесты. По крайней мере, в начальных классах. Потому что Вы обычно знаете, что усвоил Ваш ребёнок, а что нет.

 

Но один вид тестов может быть довольно полезен для ученика. Это само-тест, тест, который проходят для себя. Вы можете использовать такие тесты после того, как начнёте формальное изучение математики, где-то во 2-м или 3-м классе. Когда ребёнок научится складывать в пределах десятка, он может быть мотивирован на изучение сложения в пределах 20, чтобы пройти тест; или тренироваться проходить тест на время. Тесты в конце глав – хороший повод подбодрить ребёнка: «Смотри, ты действительно знаешь это!». В таком случае, ученик и учитель находятся в одной команде , учитель не стращает ученика очередным тестом, а азартно болеет за то, чтобы у ребёнка всё получилось.

(От себя добавлю, что мотивация по прохождению тестов работает не всегда и не со всеми детьми. Вы лучше всех знаете своего ребёнка и только Вы можете решать, что работает, а что нет именно с Вашим ребёнком. - О.П.)

 


Tags: ruth beechik, Руфь Бичик, домашнее обучение, математика, учебные материалы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments