Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Запрос для коллективного разума

Я написала статью для журнала "Литература", который издаётся в помощь школьным учителям. Идея статьи заключается в том, чтобы, оценивая литературных героев, подходить к ним с точки зрения психологической зрелости. Психологическую часть я написала, а с отсылками к литературе у меня совсем плохо, потому что я ничего не помню. По-хорошему, к каждому моему подразделу об описании качеств зрелого человека нужен литературный пример с объяснением. И вот моя просьба: прочитайте, пожалуйста, статью, и если при её прочтении у вас возникнут ассоциации с литературными героями, напишите эти примеры в комментариях. Пишите тезис, который иллюстрируете, и краткое описание героя и ситуации. Примеры можно писать как про зрелость, так и про незрелость.

Статью я доработаю с учётом примеров и выложу для всех, а редакция журнала даст у себя ссылку на наше обсуждение. Заранее, спасибо!


UPD. Все примеры, кроме Цветаевой, были подсказаны мне добрыми людьми, ибо у меня в области школьной литературы большое слепое пятно. Если Вы с чем-то несогласны, тоже в комметариях можно об этом написать.

Оценивание героев литературных произведений с точки зрения психологической зрелости

Аслан

Школьную программу по литературе часто критикуют за, то, что вместо того, чтобы дать ученикам возможность просто прочитать произведение, поразмышлять над ним, составить своё собственное мнение, большое количество времени и усилий сводится к “разбору” как произведения, так и его героев. Причём критерии этого “разбора” часто непонятны и не логичны.

Например, распространено рассматривание героев произведения с точки зрения положительности-отрицательности. При этом все понимают, что такой критерий оценки, как “положительность/отрицательность” слишком размыт, субъективен и конъюнктурен.

Если уж очень хочется “разобрать” героя, то я бы предложила, как вариант, оценивание по принципу психологической и эмоциональной зрелости. Это более обьективный подход, который с одной стороны задаёт довольно ясную систему координат, а с другой стороны — оставляет за читателем свободу симпатии или антипатии к герою, не довлеет личному мнению и позволяет избежать на уроках литературы догматизма.

Но, чтобы оценивать героев с точки зрения зрелости-незрелости, надо вначале разобраться с тем, что же это такое – психологическая зрелость, и как она выглядит со стороны. Канадский психолог Гордон Ньюфелд, модели развития которого я придерживаюсь в своей работе, говорит о том, что психологическая и эмоциональная зрелость – это результат реализации человеком его личностного потенциала.

Что мы понимаем под словом «потенциал»? Каждый человек рождается со способностью раскрыть себя как личность. Становление зрелой личности не зависит от места рождения, национальности, материального положения или престижности посещаемой школы. У всех есть шанс. Но, несмотря на то, что шанс есть у всех, не все достигают в жизни своего потенциала, не все становятся зрелыми личностями. Вырасти – не значит «повзрослеть», и на пути к взрослению многие «застревают» в своём развитии.

Под словами «реализовать потенциал» я подразумеваю не столько профессиональную реализацию, сколько реализацию себя как человеческого существа, потому что «застрявшие» люди вполне в состоянии себя профессионально реализовывать (в этом смысле очень нагляден пример с Мариной Цветаевой, с одной стороны – потрясающего поэта, профессиональной реализации которого позавидовали бы многие, а с другой стороны – человека, в психо-эмоциональном развитии застрявшего примерно в подростковом возрасте, если не раньше). Искусство от невроза — распространённое явление, но творящий невротик никогда не может быть удовлетворён, он творит не от «полноты себя», а от «дыры в себе», которую постоянно пытается «заштопать» и не может.

Человек достигает своего потенциала, когда становится физически и психологически независимым, самодостаточным: он может сам себя содержать, может самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, заботиться о других. Это человек «наполненный собой», осознающий свою ценность и реализующий себя. И это человек чувствующий, умеющий отдавать и получать, который принимает свою уязвимость без онемения чувств.

Существуют три основных координатных прямых, по которым мы можем оценивать психо-эмоциональную зрелость человека: жизнеспособность, жизнестойкость и социальность.

Жизнеспособность

В самой упрощённой форме жизнеспособность – это способность индивида функционировать в качестве отдельной сущности, независимо от других. Быть тем, кем может быть только он, занимать во Вселенной то место, которое может занять только он, со своими мыслями, идеями, суждениями, со своим уникальным восприятием жизни.

Физиологически ребёнок становится жизнеспособным с перерезанием пуповины, когда он готов существовать отдельно от материнского организма, но потребуется не меньше двух десятков лет, прежде чем человек сможет стать жизнеспособным психологически.

К жизнеспособности нас ведёт процесс становления, который известен под множеством имён: процесс дифференциации, процесс индивидуации, процесс сепарации, сила взросления, само-актуализация, само-реализация, и т. д. Концепция пробуждения и становления жизненной силы исследовалась как философами (Руссо, Кьеркегор, Сартр, Гёте), так и психологами (Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Отто Ранк, Хайнц Вернер и Хайнц Кохут и другие).

Становление – это процесс, в результате которого человек становится отдельным существом, стремящимся к независимому функционированию, способным разделить свой мир на «мое» и «не мое», стремящимся познать себя, иметь отношения с самим собой, выражать своё собственное “я”.

Именно таким человеком – с очень цельным характером, гибким, но при этом имеющим своё “я” и удивительное чувство самоуважения — была Джейн Эйр из одноимённого романа Шарлотты Бронте.

Признаки жизнеспособной личности

Возрастающая способность функционировать независимо от своих привязанностей

Когда Вас лишат всего, что вам дорого (имущества, любви близких или привычной роли, привычной среды обитания, принадлежности к определённой группе людей), сможете ли вы сохранить своё “я”, сохранить свои убеждения и моральные нормы?

Наполненность своими собственными идеями, начинаниями, стремлениями, интересами

Человек редко скучает в одиночестве, легко заполняя его своим творчеством, планами, инициативами. И это не тревожная энергия действия, а наполненность собой в самом лучшем смысле слова.

Индивидуализированное ощущение СЕБЯ

С одной стороны — как принадлежащего определённым группам, когда человек отвечает на вопрос «кто же я?», и с другой стороны — как отдельного, уникального существа, единственного в своём роде.

Отношения с самим собой

Человек становится способен спорить с самим собой, наблюдать за собой, принимать себя, ценить или осуждать себя. Тот, у кого установились отношения с самим собой, уже никогда не будет одинок (что одновременно является и хорошей новостью и плохой). Но если у вас нет отношений с самим собой, или, как говорит Гордон Ньюфелд, «никого нет дома», то и с другими ваши отношения не будут складываться. Вы либо будете вторить мнению других людей, либо не будете принимать точку зрения другого вообще.

Инстинкт оберегания своего «я»

Инстинкт сохранения своего собственного “я” активизируется после того, как человек достигает достаточного уровня жизнеспособности. Теперь он ценит свою индивидуальность, вместо того чтобы её стесняться. Мы автоматически чувствуем себя виноватыми, когда действуем против своих принципов, когда вынуждены притворяться кем-то другим, идти на компромисс с самим собой.

Признаки личности, в которой замер процесс становления: недостаток любопытства и интереса к жизни; нежелание разбираться в вещах самостоятельно; отсутствие амбиций в профессиональной реализации; отсутствие склонности быть источником своих мыслей и действий; отсутствие ощущения, что наши действия влияют на нашу жизнь; неспособность осознать ответсвенность за свои действия; недостаток понимания личностных границ (своих и чужих); отсутствие ощущения себя как уникального отдельного существа; недостаточность отношений с самим собой; трудности со вниманием; постоянное присутствие в жизни скуки, неспособность наполнить свою жизнь собственными идеями, мыслями, увлечениями; жажда внешних развлечений.

Жизнестойкость

Жизнестойкость — это способность изменяться, трансформироваться там, где мы не в состоянии изменить ситуацию, способность восстанавливаться после психологических и физических травм и превращать отрицательный опыт в положительный. Жизнестойкость тесно связана с пластичностью мозга, с его способностью выстраивать новые связи взамен неработающих.

Жизнестойкость развивается в процессе адаптациии. Процесс адаптации - это процесс личностной эволюции, когда, при столкновении с непреодолимыми обстоятельствами, прочувствовав тщетность и отгоревав невозможность иметь желаемое, мы внутренне трансформируемся и перед нами открываются новые горизонты.

В качестве примера удачной адаптации вспоминается Китти из “Анны Карениной”. Она любила Вронского, но смогла принять неизбежное, адаптироваться и стать искренне счастливой замужем за Левиным.

Процесс адаптации изучался и изучается на различных уровнях и различными областями науки: А.Камю писал о важности страдания в процессе становления человека, Чарльз Дарвин исследовал процесс адаптации на примере эволюционного развития, Э.Кюблер-Росс изучала процесс горевания и обозначила пять стадий смирения с неизбежным, нейробиология занимается исследованиями пластичности мозга и важности эмоций в этом процессе.

Признаки жизнестойкой личности

Способность принимать неизбежное, отказываться от тщетных требований

Когда мы перестаём биться головой об стену, перестаём стучаться в закрытые двери, наша злость через горевание переходит в скорбь, мы тяжело вздыхаем и… поднимая голову, начинаем искать другие выходы из ситуации.

Способность учиться на собственных ошибках и неудачах, извлекать пользу из трудностей

Сильный человек — это не тот, который никогда не падает, а тот, который падает, но после падения встаёт ещё более сильным. Тот, для кого неудача является поводом подумать, почему так произошло, а сложные обстоятельства заставляют искать неординарные решения.

Способность извлекать пользу из чужих советов и исправлений

Гибкий ум и незацикленность на том, что только собственное мнение правильно, позволяет слышать чужие советы и применять их, если своих знаний недостаточно.

Способность принимать запреты и ограничения, смиряться с тем, что не всё идёт, как хочется

Тут очень важно отметить, что это не пассивное смирение, когда мы опускаем руки и замыкаемся в себе от безысходности, а способность воспринимать запреты и ограничения всего лишь как условия задачи.

Способность справляться со стрессом, не взрываться агрессией, когда раздражён

Представьте, что что-то идёт не так, либо происходит то, что не должно происходить, либо не происходит того, что должно происходить, а мы никак не можем к этому “не так” адаптироваться, отгоревать невозможность исправить ситуацию. Тогда в человеке появляется агрессия, порыв выплеснуть злобу на происходящее в действиях, словах, мыслях. Либо, если человек очень цивилизован и у него внутри стоит запрет на проявления агрессии, то невозможность избавится от агрессивной энергии проявится в депрессии или в психосоматических заболеваниях.

Восстанавливается после жизненных травм и потерь, преодолевает умственные и физические недостатки

У человека как ни у какого другого существа на Земле есть способность восстанавливаться после тяжелейших потерь и жизненных неудач, преодолевать последствия физических и психологических травм, адаптироваться к умственным и физическим недостаткам.

Признаки личности, в которой замер процесс адаптации: неспособен учиться на своих и чужих ошибках; неспособен извлекать выгоду из неудач; неспособен противостоять жизненным трудностям; недостаточно находчив, чтобы принимать нестандартные решения; зацикливается на том, что не работает; легко провоцируется, агрессивен, импульсивен; неспособен принимать запреты и ограничения; неспособен отпускать ситуацию; неспособен смиряться с непреодолимыми обстоятельствами; неспособен преодолевать умственные и физические недостатки

Социальная личность

Человек – социальное существо. Мы предпочитаем быть вместе, это наша эволюционная особенность. Но социальная зрелость заключается не просто в том, чтобы поддерживать связи, хорошо ладить друг с другом, а в том, чтобы быть вместе без потери индивидуальности, как говорит Гордон Ньюфелд, “смешиваться без растворения”.

Способность существовать как единое целое, не теряя индивидуальности отдельных частей, возникает в процессе интеграции. Это интереснейший процесс, с помощью которого мы достигаем баланса во внутреннем конфликте, в столкновении противоположностей “я” и “не я”, “мои интересы” и “их интересы”, “мои мечты, устремления, намерения” и “их ожидания, идеалы, надежды”. Мы получаем извне разнообразные сигналы, а процесс интеграции позволяет сочетать их через внутренний конфликт, через ощущение внутренних противоречий: одна часть меня чувствует/думает/размышляет так, а другая – по-другому. Вы спорите сами с собой, ведёте диалоги. Когнитивный диссонанс и душевный разлад расчищают путь для размышлений и самоконтроля, делая из вас уравновешенную и мудрую личность.

Помните ответ Татьяны Онегину: “Я Вас люблю, к чему лукавить, но я другому отдана и буду век ему верна.” Она говорила это не из-за боязни общественного мнения, а из-за своего внутреннего убеждения, как правильно поступить, при этом полностью отдавая себе отчёт и в своих чувствах по отношению к Онегину, и в своих чувствах по отношению к мужу.

Идея о том, что катализатором жизни является столкновение противоположных, конфликтующих элементов, широко исследовалась в литературе, философии и социальных науках. В философской литературе идея интеграции противоположностей присутствует в восточной концепции Инь и Ян, в диалектическом подходе, в идее эквилибриума, в понятии синтеза как высшей правды, рождающейся из диалектической комбинации тезиса и антитезиса. В психологической литературе в большинстве теорий развития внутренний конфликт рассматривается как необходимое условие для зарождения сознания.

Признаки интегрированной, по настоящему социальной личности

Уравновешенный и стабильный характер; цивилизованный, воспитанный, культурный; терпелив; когда раздражён, умеет себя контролировать

Понимает, что жизнь не однозначна, способен смотреть на неё с разных точек зрения, способен оценивать любую ситуацию «с одной стороны… – с другой стороны…», умеет взвешивать за и против, при решении проблемы обходит её со всех сторон. Обладает способностью смешивать внутри себя противоречивые мысли, чувства, эмоции, когда ненависть уравновешивается любовью, а желание свести счёты – нежеланием делать больно или опасением за последствия.

Внутреннее чувство справедливости и нравственных норм, чуткость

Интегрированный человек не смотрит на жизнь исключительно со своей колокольни, он осознаёт, что если ему достался больший кусок пирога, то другому достанется меньший, если он пришёл к финишу первым, то кто-то придёт последним, если ему достанется вожделенный приз, то он не достанется остальным. Это именно рождённое изнутри чувство справедливости, не зависящее от внешних норм и общественных оценок. Чем менее способен человек интегрировать, тем в большем количестве внешних нравственных норм он нуждается.

Способен жертвовать своими интересами и удобством, добиваясь желанной цели

Может откладывать на время получение вознаграждения за свой труд, прилагать усилия, поступаться своим комфортом, добиваясь цели. За сложностями текущего момента видит будущий результат, подпитывает свой энтузиазм мыслями о достижении желанной цели.

Способен на мужественные поступки

Мужество — это преодоление страха ради достижения результата, как говорит Гордон Ньюфелд, борьба с драконом ради сокровища. Мужественный человек — это не тот, кто не боится, а тот, кто преодолевает свою боязнь, свой страх, а человек без страха — это не храбрец, а глупец. Невозможно проявить мужество там, где нет страха и нечего преодолевать.

Принимает во внимание обстоятельства, способен видеть перспективу, не зажат чёрно-белым мышлением

В каждом явлении, в каждой ситуации видит не только плохое или хорошее, но и все разнообразные оттенки между этими двумя полюсами. Умеет учитывать контекст происходящего и действовать в зависимости от конкретной ситуации. Видит причинно-следственные связи и умеет принимать решения исходя из долгосрочной перспективы.

Легко взаимодействует с другими, способен сотрудничать

Не просто хорошо ладит с людьми, не просто легко с ними сходится, становясь душой компании, а взаимодействует, сотрудничает исходя из общих интересов. Способен на любое общее дело смотреть с точки зрения интересов всех заинтересованных сторон и находить компромиссные решения, которые бы удовлетворяли все стороны.

Признаки личности, в которой замер процесс интеграции: не уравновешен в переживаниях и выражениях экспрессии: либо любит, либо ненавидит; при решении проблем не способен принимать во внимание обстоятельства; ему трудно сосредоточиться более чем на одном параметре одновременно; не способен осознать, что труд — это усилие для достижения результата; неспособен жертвовать своими интересами для достижения цели; неспособен действовать исходя из двух точек зрения одновременно; не способен на подлинное мужество и истинное терпение; не подвергает сомнению собственные ощущения, понимание смыслов, мнения или верования; не имеет внутренних моральных убеждений и ценностей; знание «как надо» не сказывается на действиях, благие намерения легко исчезают; с трудом сотрудничает с другими, либо теряя своё собственное «я» в угоду коллективу, либо, наоборот, насаждая своё собственное мнение, невзирая на мнение остальных.

***
Анализ личности литературного героя с точки зрения психологической зрелости может стать интересным упражнением как для учеников, так и для учителя. Задайтесь вопросом, насколько ваш персонаж жизнеспособен, самодостаточен, имеет ли он собственный взгляд на жизнь, насколько он жизнестоек и адаптивен, насколько интегрированной личностью он является, — и у вас появится шанс многое узнать не только о герое произведения, но и о самих себе.

Примеры психологически зрелых личностей в литературных произведениях:

Наташа Ростова «Война и мир»
Маша Миронова «Капитанская дочка»

Примеры психологически незрелых личностей:

Анна Каренина «Анна Каренина»
Эмма Бовари «Госпожа Бовари»
Катерина Кабанова «Гроза»


Tags: (*), *адаптивный процесс, *интегративный процесс, *процесс становления, *психология, *психология развития, *становление личности, *статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 185 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →