Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Модель Ньюфелда: теория и практика

Мария mria_tsнедавно написала отличный краткий коспект теории развития Ньюфелда. Идея - разделить теоретическую часть и следующие из неё практические следствия. Теоретическая часть -  это та самая модель Ньюфелда, схема, которая описывает процесс становления зрелого человека, любого человека в любой культурной традиции. Эта модель универсальна и самодостаточна. 

В отличие от модели, следующие из неё практические рекомендации не выбиты в камне, могут изменяться и адаптироваться под каждую конкретную ситуацию. Например, если Ваш подросток в альфе и строит всю семью, то ради сохранения отношений Вам, возможно, понадобится какое-то время признавать его доминирующую позицию, пока Вы будете работать над укреплением своей роли лидера в семье. Или совет по расширению деревни привязанностей подразумевает привлечение к уходу за ребёнком бабушек и дедушек, но что если дедушка начинает конкурировать с мамой за привязанность внука, постоянно  гнобит маму при ребёнке, обещает забрать его от мамы, а у ребёнка резко повышается тревожность? Конечно, я посоветую ограничить общение с таким дедушкой и формировать деревню привязанностей из других взрослых. Как постоянно подчёркивает Ньюфелд: "Не важно, что Вы делаете, важно, какие у Вас отношения с ребёнком".



Теоретическая часть

В первую очередь - это теория о том, что социальное развитие ребенка, его способность адекватно существовать в социуме зависит не от научения, а от созревания его мозга. И процесс созревания мозга опять же в большей степени зависит не от научения, а от того, в насколько безопасных условиях живет ребенок, поскольку если мозг тратит свои ресурсы на защиту от неблагоприятных условий, если ребёнок находится в позиции уязвимсоти, то ему не до развития. Стандартное время созревания, когда мозг становится способным к интегрированнию эмоций - это 6-9 лет, ожидать более ранних проявлений смысла не имеет. Развитие происходит через творческую энергию дерзновения и именно ее проявления - главный маркер крепкой привязанности (не путать с творчеством от недостатка, как способом справится с тревожностью).

Безопасность же проживания ребенка во многом зависит от его отношений с взрослыми, которые о нем заботятся. Чем более безусловна их любовь, чем точнее они способны удовлетворить его потребности, а не хотелки, чем открытее признается право на чувства, в том числе и негативные (при этом запрещаются только агрессивные действия), чем больше людей находится в деревне привязанностей  - тем безопаснее жизнь ребенка и соответственно больше шансов на созревание к ожидаемому возрасту. И соответственно развитие ребенка зависит от крепости его привязанности к заботящемимся о нем взрослым из деревни привязанности, согласованности их действий и наличия уважения между ними (чтобы это не были конкурирующие привязанности).

Кроме вышеперечисленного к теоретическим построениям относится:

1. Понятие о наличии двух групп инстинктов - доминирования и подчинения;
2. Шесть уровней привязанности, которые постепенно проходятся по мере роста ребенка: 1) чувства, 2) подражание, 3) принадлежность, лояльность, 4) чувство важности для другого, 5) любовь, 6) чувство, что тебя знают;
3. Запасной путь созревания через слезы тщетности;
4. Рассмотрение агрессии как фрустрации, связанной с ощущением небезопасности жизни;

Практические следствия

Из этих теоретических положений  следуют некоторые практические следствия (при чем эти следствия уже не только достояние данной теории, а перекликаются с другими практическими советами психологов других направлений):

1. Фокус внимания родителя должен быть не на актуальном поведении ребенка, а на том, какие отношения между ними.
И следствия из этого -
    1. Ответственность за отношения с детьми - на взрослом.
    2. Перекрывайте то, что может разъединять.
    3. Избегайте ситуаций непереносимого разделения.
    4. Удовлетворяйте жажду привязанности.
 Давайте опережающие внимание.
    5. Создавайте традиции и ритуалы
    6. Смягчайте сердце ребёнка
    7. Воздержитесь от дисциплины, которая разделяет.


2. Первичность похвалы, как признания ценности ребенка, а не материального поощрения или оценочного возгласа.

3. Ценность активного слушания и умение не разрушаться под воздействием любых детских чувств и эмоций.

4. Формирование восприятия действительности ребенка через моделирование собственного отклика на нее. (Не давать ребенку почувствовать обессиливающий страх родителя)

5. Поддержание дисциплины через:
5 принципов эффективной дисциплины:
    1) поощряйте желание быть хорошим,
    2) прежде чем руководить – завладевайте,
     3) перекрывайте проблемное поведение,
    4) осознавайте пределы своей силы 5) не пытайтесь воспитывать во время накала чувств,


4 принципа компенсации незрелости ребенка:
   1) именно Вы в ответе за ребенка, а не наоборот,
   2) изменяйте обстоятельства для появления иных чувств в момент проблемного поведения
   3) вводите ритуалы и традиции
   4) режиссируйте желательное поведение как действие, но не обманывайтесь тем, что ребенок понимает это как цель


и 3 практики помогающие ребенку взрослеть:
   1) Помогайте ребёнку найти свою печаль при столкновении с тщетностью, Не бойтесь выстраивать границы поведения, помогая ребенку смирится с их наличием.
   2) помогайте найти альтернативное поведение и уравновешивание его импульсам
   3) закрепляйте и поддерживайте благие порывы


Отсюда
 

Tags: (*), *gordon neufeld, *Гордон Ньюфелд, *психология, *статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments