Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Как взаимодействовать с детьми, в которых замер процесс становления

Продолжение курса «Помогаем детям расти»

Итак, что делать с теми, кто «застрял»?


Во-первых, признайте то, что ребёнок незрелый, и в своём отношении к жизни не тянет на свой возраст. Вы не можете вложить в него энергию дерзновения, не можете сделать его самостоятельным и независимым. Примите недостаток жизнеспособности как факт.

Во-вторых, относитесь к ребёнку, как к незрелому существу и избегайте педагогических практик, требующих активированного процесса становления.

При взаимодействии с ребёнком, которому недостаёт энергии дерзновения, не стоит:

Ожидать от него ответственности за свои действия или самоконтроля:
Ребёнок, с которым жизнь «случается» не в состоянии её контролировать, у него даже понятия такого нет, что жизнь поддаётся контролю.

Рассказывать о возможности выбора и давать выбор:
Сейчас очень модно давать ребёнку выбор. Я и сама рекомендую, когда нужно преодолеть противление, предлагать ребёнку хотя бы мнимый выбор (будешь запивать кашу чаем или молоком?), но это имеет смысл делать только с детьми с энергией дерзновения. А дети, которые сидят на пассажирском сидении жизни, не понимают смысла выбора, жизнь просто случается с ними, они не ощущают, что могут управлять ей, и давать такому ребёнку выбор или говорить о возможности выбора — это только фрустрировать его и демонстрировать, как мало вы его понимаете.

Предьявлять последствия поступков и поведения:
Если жизнь с ребёнком «случается», то о каком понимании последствий можно говорить? Сколько вы ни лишайте его мороженого за несделанное домашнее задание, он так и будет «забывать» делать домашку, а потом искренне негодовать за отказ в мороженом.

В обучении рассчитывать на природный интерес:
Я думаю, многие читатели этого блога, как и я, являются приверженцами гуманистической педагогики, основной постулат которой, что все дети с рождения обладают безудержным интересом к жизни, любопытством и жаждой познания, и только неумелая педагогическая деятельность убивает этот интерес. К сожалению, это не совсем так.

В ребёнке (и взрослом) с энергией дерзновения не так то легко убить интерес к обучению. Вспомните себя, когда вам очень сильно хочется чему-то научиться, вы будете терпеть даже неприятного вам педагога, лишь бы он вас учил. Чем старше ребёнок и чем больше в нём энергии дерзновения, тем сложнее в нём подавить любопытство к жизни. И наоборот, чем ребёнок младше, чем он менее независим и самостоятелен, и чем меньше в нём познавательный интерес, тем большее значение имеет, кто и как обучает ребёнка. Ну и ребёнок, который с рождения вынужден бороться за привязанность, может не почувствовать интерес к обучению ни к 5, ни к 10 годам, потому что вся его энергия будет уходить на поддержание контакта и близости.

Подталкивать ребёнка к автономии и независимости:
Тактика предоставления автономии и независимости прекрасно работает с детьми, нацеленными на исследование мира, но у детей без энергии дерзновения любые ваши попытки подтолкнуть их к самостоятельности будут восприниматься как угроза их существованию.

В-третьих, вместо всего вышеперечисленного — компенсируйте незрелость.

Сосредоточтесь на том, чтобы ребёнок дома чувствовал себя «как дома». Дом — это надёжная гавань, место, где можно укрыться от жизненных бурь, где происходит насыщение привязанностью, после чего есть смысл надеяться на появление энергии дерзновения.

Старайтесь, чтобы область обучения была как можно более знакома для ребёнка. Дети с недостаточным познавательным интересом пугаются слишком большого количества новой информации, они жаждут понятных задач, знакомых условий, предсказуемых реакций. Таких детей лучше всего обучать маленькими порциями, вводя минимальное количество новой информации.

Вместо того, чтобы предлагать деятельность на выбор или надеяться на познавательный интерес (а потом злиться, что его нет), вводите как можно больше ритуалов и рутин. Чем больше в жизни ребёнка будет предсказуемости, чем меньше того, с чем он не знаком, тем легче будет ребёнку прогрессировать в изучении нового, в развитии и обучении.

Возьмите на себя ответственность за то, чтобы направлять ребёнка. Помните, что вы — его компассная стрелка, он ориентируется на вас в своих действиях, мыслях, ценностях. Давайте ему знать, что происходит, чего ожидать в будущем, сами будьте однозначны и предсказуемы.

Используйте простые, чёткие обьяснения, которые исключают возможность различного толкования. Вместо: «Посмотри, что ты наделал! Теперь она плачет.», говорите: «Вот так мы держим малышей: садимся, кладём её на колени, а голову поддерживаем»; или, например, вместо постоянных окриков: «Пиши красиво! Не мажь!», лучше сесть с ребёнком и показать, как пишется та или иная буква, какие пробелы нужно оставлять между буквами, чтобы это выглядело «красиво». Дети без энергии дерзновения в состоянии понять ваши простые инструкции, но не в состоянии правильно оценить эффект от своих действий.

Пригласите ребёнка зависеть от вас. Сделайте его зависимость приятной, безопасной, лишённой слишком большого разделения, стыда, уязвимости. Чтобы он не боялся идти за вами на новые неизведанные территории, знал, что в случае чего, он всегда может на вас положиться.

Старайтесь изучать новое используя силу привязанности. Учитесь читать, потому что хочется прочитать письмо от феи или инструкцию к любимой компьютерной игре; учитесь писать, потому что хочется написать письмо Деду Морозу; математика — через игры, через походы в магазин или помощь маме в готовке, физическое развитие — через подражание папе или игру с приятелями на даче и т.д.


Следующий пост будет о том, как помочь детям стать независимыми самодостаточными существами, как поддерживать их в процессе становления.
Tags: (*), *gordon neufeld, *Гордон Ньюфелд, *помогаем детям расти, *психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →