Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Три функции мозга

В области психо-эмоционального регулирования наш мозг выполняет три основных функции:

- заботится о сохранении контакта и близости (привязанность);
- развивается, созревает, взрослеет;
- защищает нас от невыносимой уязвимости.


Эти функции очень тесно взаимосвязаны.

Психологическое взросление — это роскошь, которую мозг может себе позволить только будучи насыщен надёжной привязанностью. Если привязанность ненадёжна, приносит слишком много боли, стыда, разделения, то мозг включает защиту от уязвимости. Происходит либо онемение чувств, когда человек не ощущает болезненных эмоций («ну и что», «мне всё равно», «какая разница»); либо происходит эмоциональная слепота, когда человек не видит потенциально опасных, болезненных ситуаций, теряет ощущение опасности.

Онемение чувств не проходит бесследно, эмоции невозможно подавлять избирательно. Если мозг подавляет желание близости, страх разделения, тревожность, то он также подавляет чувства защищённости, безопасности, психологического комфорта. Человек выживает в неблагоприятной психологической обстановке, но какой ценой?

Дело в том, что мозг не может делать две работы одновременно, не может и развиваться, и защищать себя от уязвимости. Или - или. И эмоциональное онемение тормозит психо-эмоциональное развитие.

Преодолению последствий защиты от уязвимости посвящён весь психоанализ. Вообще, психоанализ и теория привязанности — это две стороны одной медали. Психоанализ раскручивает клубок с конца (какие условия\события в детстве послужили причиной болезненных состояний во взрослом возрасте), а мы изучаем его сначала (что благоприятно, а что нет для нормального психо-эмоционального развития человека).

Незрелый мозг не способен к интегративному мышлению. Исследования очень импульсивных людей показали, что те участки коры головного мозга, которые отвечают за смешивание чувств (префронтальная кора) развиты у них на уровне четырёхлетних детей. Эти люди не могут думать две мысли одновременно, не могут охватить единовременно две противоположные концепции, мыслят исключительно в чёрно-белых тонах, живут исключительно «на эмоциях».

Когда префронтальная кора головного мозга не развита, то эмоции становятся не просто основным, а единственным мотором взросления. Любые попытки научить ребёнка быть взрослым будут упираться в эмоциональную составляющую такого обучения, будут упираться в привязанность... которая очень уязвима... но без неё не возможно развитие...без которого не возможно принятие уязвимости. И так далее, по кругу.

Вот поэтому курс «Сила быть родителем» состоит из трёх частей. Первая часть «Жизненно-важная связь» посвящена привязанности, необходимому условию, при котором происходит развитие. Но привязанность — это не самоцель, она нам нужна именно для того, чтобы ребёнок мог успешно развиваться.

Вторая часть называется «Помогаем детям расти» и посвящена как пониманию основных процессов развития, так и роли родителей в этих процессах.

Третья часть «Основные проблемы» посвящена самым распространённым защитным реакциям на уязвимость.

И вот мы потихоньку добрались до второй части и я буду выкладывать статьи о детском развитии.

P.S. В качестве дополнения к посту: Интерактивная иллюстрация, демонстрирующая этапы созревания тканей головного мозга
Tags: (*), *gordon neufeld, *Гордон Ньюфелд, *помогаем детям расти, *психология, *психология развития, *становление личности, *уязвимость, *эмоции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments