Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Что хочу сказать

Вот есть данные, что загазованный воздух вреден для растущего детского организма. Реакции организма могут быть разнообразны, от почти незаметных — небольшая анемия, снижение аппетита, вялость, до сильнейшей астмы, вплоть до невозможности существовать без аппарата искусственного дыхания.

Родители тоже могут вести себя по разному, кто-то решает проблему кардинально, переезжая жить из города в деревню, кто-то старается детей на лето вывезти на дачу, выбирает для жизни более экологически чистый район и не гуляет с детьми по загазованным улицам. Допускаю, что есть и другие, которые считают, что выхлопные газы — это полезно, потому что ребёнку же жить в мегаполисе, так что пусть привыкает с ранних лет. Не хочет гулять? — Стирать меньше придётся. Меньше ест? — Экономия. Вялый? - Так дома меньше шума от него. Я таких родителей не встречала, но по теории вероятности допускаю их существование.

Есть данные, что разделение ребёнка с его основными привязанностями пагубно влияет на психо-эмоциональное развитие детей. О привязанности я писала, о развитии ещё буду писать, но связь между ними такова, что только у ребёнка, глубоко укоренённого в привязанности, появляется «энергия дерзновения», энергия на исследование мира, любопытство к происходящему вокруг. Для мозга привязанность первична, это базовая потребность, и только когда ребёнок насыщен привязанностью, он способен на развитие, на творчество, на взросление.

Иначе — ребёнок «застревает», что нетрудно заметить, всего лишь посмотрев в зеркало или оглянувшись вокруг. Мы живём в обществе людей выросших в ситуации уязвлённых привязанностей: оба родителя работали полный день, ребёнок был в детском саду\школе, вечером, когда семья собиралась под одной крышей, вечно раздражённых от усталости родителей хватало максимум на почитать сказку на ночь или спросить про уроки.

Большинство воспитывавшихся в такой обстановке людей — застрявшие в развитии выросшие дети. Мужчины, жалующиеся на то, что после рождения ребёнка жена перестала уделять им прежнее внимание, женщины, гордящиеся тем, что они не собираются приносить себя в жертву семье и детям. Понятно, что все эти жалобы и «жертвенность» — от нежелания или неспособности взять на себя роль заботливой альфы. Потому что, если вы находитесь в позиции заботливой альфы, то вам и в голову не придёт, что забота о слабом, зависящем от вас существе — это жертва с вашей стороны, причём, жертва несправедливая.

Представьте, что вы посеяли огород. Копали, рыхлили, граблями разравнивали, и там уже появились ростки. В разговоре с соседом выясняется, что грядут заморозки и хорошо бы накрыть ростки плёнкой. - Но вам некогда, плёнка денег стоит, и ехать за ней, и, вообще, ваша мама всегда обходилась без плёнки и ничего, что-то вырастало.

Через какое-то время сосед намекает, что уже две недели не было дождя и хорошо бы полить грядки. - Но это же надо к колодцу идти, воду носить, а тяжело и нет времени. И вообще...

Когда сосед слышит, что вы собираетесь в отпуск к морю на месяц, он сообщает, что в таком случае хороший урожай вы вряд ли соберёте. Тут уж ваша душа не выдерживает. - И что?! Я теперь должна (должен) принести себя в жертву этому огороду? Да я с ума сойду, если мне придётся просидеть всё лето на грядках, у меня есть право на личную жизнь!

Конечно, у вас есть право. У вас есть все права. Моё дело предупредить. Заметьте, в отличие от вашего соседа, я к вам не хожу и советы даю только тогда, когда меня спрашивают.

Но если я пишу, что социальный мозг у детей формируется не раньше 4-5 лет, смешанные чувства они способны испытывать не раньше 6-7 лет, а в детских садах через несколько часов пребывания начинают испытывать стресс, то это не потому, что я вот такая редиска, решила вызвать чувство вины и неполноценности у родителей, водящих детей в детские сады. Поверьте, мне со своим временем есть что делать и кроме этого. Просто кто-то должен был это сказать, и этим кем-то буду я.

Привязанность первична, и детский сад — это испытание для привязанности. Всегда. Потому что детский сад изначально не входит в круг привязанностей ребёнка, и по закону поляризации привязанностей семья и сад скорее окажутся на разных полюсах, чем на одном. Хотя, есть исключение, подтверждающее правило: это если вы или кто-то из ваших родных работает в садике, и ваш ребёнок с рождения тусуется там, как дома и всех знает, а все знают его.

У вас, как у заботливой альфы, есть все возможности для минимизации разрушительного влияния садика на вашу привязанность с ребёнком, но этим надо заниматься, а не уповать на авось. Как? Об этом я и пишу.

Конечно, дети разные, и садики разные, и я напишу отдельно, на что надо обращать внимание когда всё, по вашему мнению, «идёт хорошо» и ребёнок «ходит с удовольствием». И про «идеальный» с моей точки зрения садик я напишу. Но проблема существует, и отрицать её — это всё равно, что прятать голову в песок.

P.S. Про формирование социального мозга можно почитать тут

P.P.S. Кого заедает чувство вины, можете сходить по этой ссылке, там вас с готовностью поддержат и пожалеют. 
Tags: (*), *neuroscience, *research, *привязанность, *психология, *психология развития, *садики, *становление личности, *уязвимость, *эмоции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 149 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →