Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Учителем может быть лишь тот, кто учил бы, даже если бы ничего за это не получал.


Прекрасный текст от Павла Парфентьева kassidi   .

Есть виды деятельности, заниматься которыми ради денег совершенно аморально и неприлично. В частности, это труд родителя, учителя, священника и врача.

Специально подчеркну - принимать за этот труд деньги - не аморально. Аморально заниматься им ради денег. Аморально желать на нем обогащаться. Совершенно аморальны также такие системы, которые настраивают и провоцируют людей заниматься этим трудом именно ради получения денег.

Моральное право заниматься таким трудом имеет лишь тот, кто делает это ради людей. И кто продолжал бы это делать, даже ничего за это не получая.

Родителем и воспитателем может быть лишь тот, кто ради детей был бы им родителем и воспитателем, ничего за это не получая.
Учителем может быть лишь тот, кто учил бы, даже если бы ничего за это не получал.
Целителем может быть лишь тот, кто лечил бы, даже если бы с этого ничего не имел.
Священником может быть лишь тот, кто служил бы Богу и спасал души, ничего материального взамен не получая.

Пользоваться трудом воспитателя, учителя, врача и священника себе во благо, и ничем ему за это не воздавать - это тоже аморально. Отсюда, между прочим, старое римское слово "гонорар". Это плата, которая воздает честь тому, кто трудился. И не дать этой платы - позорно для того, кто пользуется таким трудом. Но этот труд совершается не ради платы, а ради людей. Потому что это не "просто работа". Это возвышенное служение и оно должно таким быть и оставаться.

Хорошему учителю, врачу, воспитателю, священнику - конечно, надо платить. Точнее не платить, а обеспечивать их - для того, чтобы они могли заниматься своим сверхценным и плодотворным трудом ради блага всех. Трудящийся - достоин пропитания. И вправе требовать к себе уважения от тех, кто пришел к нему за благом и получает его от него. И часть этого уважения, разумеется - заботиться о том, чтобы не выходило так, что принимающие благо в достатке, а тот, кто им его давал или дает - в нищете. Но природа таких отношений - совершенно иная чем у "оплачиваемого труда".

А те, кто идет по этим стезям, прежде всего, ради денег, и трудится за деньги - делают выбор низменный и совершенно аморальный. Называться учителями, врачами, воспитателями, приемными родителями, священниками - они просто не вправе. Эти занятия - благородны, а те, кто так поступает - люди низкие. Благородному и низкому - не по пути.

Та система, которая превращает названные мной служения в "просто бизнес" - зло.



Очень искренний текст, с которым я полностью согласна. И ведь кроме неэтичности таких систем, они ещё и экономически не эффективны. Например, уровень образованности нации мог бы увеличиться в разы при гораздо меньшем финансировании, если бы было сделано несколько простых шагов: закрыты педагогические вузы и училища (одно-двухнедельных курсов для всех желающих будет более чем достаточно), распущены всяческие роно, гороно и другие проверяющие органы (школы и частные учителя смогли бы учить тому, что будет нужно их ученикам, и так, как будет нужно их ученикам), отменены обязательные программы.

Когда учителем сможет быть любой человек, которому есть что сказать своим ученикам, а учеником сможет быть любой, кто захочет научиться чему-либо у этого учителя, вот тогда у нас все учителя будут работать "по призванию" (потому что другие просто не наберут себе учеников), а ученики будут демонстрировать чудеса обучаемости (потому что будут учиться тому, что им интересно), и весь мир будет ахать и изучать наше "образовательное чудо".

 
Tags: свободное образование, школы будущего
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments