Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Критика классического образования. Ч.1


 Беседуем мы тут неторопливо с Никой Дубровской nikadubrovsky  об особенностях классического образования и решила я почитать, что же пишут в русскоязычном интернете об этом самом классическом образовании. Мама дорогая! Аж зачиталась.


 

Особенно хороши тексты работников так называемых классических гимназий. Написанные в худших традициях пропаганды, они скорее дискредитируют идеи классического образования, чем его пропагандируют.


Прокомментирую, что ли. Курсив и жирный шрифт – мои. Синим курсивом – мои комментарии.

 


 

Вот это с сайта Санкт-Петербургской классической гимназии №610

 А. И. Зайцев. "Классические языки возвращаются в русскую школу".


 

Свершившийся, наконец, долгожданный крах коммунистической тирании ставит всех сознательных работников народного просвещения перед вопросом, чему и как учить молодое поколение. (Это текст так начинается).


 

Стремление лучшей части нашего общества выйти на столбовую дорогу европейской цивилизации через возвращение к идеям и формам жизни дореволюционной России вполне естественно и представляется автору этих строк спасительным. Огромное значение будет здесь иметь и уже начавшееся восстановление преподавания в школе латинского и древнегреческого языков. (??? - и насчёт языков и насчёт выхода на столбовую дорогу европейской цивилизации через возвращение к идеям и формам жизни дореволюционной России?) Однако вопрос об объеме и формах преподавания нам придется решать заново, ибо, не говоря уже об изменившихся условиях, и сама российская гимназия была далека от идеала как в целом, так и в преподавании древних языков в частности. Недостатки системы народного просвещения были, несомненно, в числе причин, приведших Россию к катастрофе 1917 г. (Дальше идёт расшифровка этой глубокой мысли). Прежде всего нужно иметь в виду, что основательное изучение древних языков и систематическое чтение античных авторов ведет к желанной цели — развитию мышления, приобщению к духу европейской культуры и формированию реалистического политического мировоззрения (про реалистическое политическое мировоззрение – тоже хорошо) только у детей и юношей с возвышающимися над средним уровнем умственными способностями. Русская гимназия была основным средним учебным заведением для сколько-нибудь состоятельной части населения, главным путем к престижному положению в обществе, так что среди гимназистов, естественно, преобладали дети без выраженных познавательных интересов, средних способностей или просто тупые. Они, разумеется, не могли извлечь никакой пользы из обучения древними языками, не выучивались им, мешали учиться немногим одаренным и интересующимся, дискредитировали принципы классического образования и способствовали созданию враждебной ему атмосферы в обществе. (А была враждебная атмосфера?) Эти ошибки нельзя повторять.


 

Классическое образование в собственном смысле слова, основанное на изучении древних языков без малейших послаблений в занятиях точными науками, должно стать уделом одаренных детей (с интеллектуальным квотиентом, примерно, не ниже 130) из семей, в которых традиционные культурные ценности ставятся выше внешнего успеха в жизни. Классическая гимназия ни в коем случае не должна быть нормальным путем вверх по социальной лестнице — иначе ее мгновенно заполнят тупые и ленивые дети влиятельных родителей и классическое образование превратится в фикцию. ...
 

И последнее. Учиться древним языкам, как и вообще учиться в школе, должно быть трудно. Даже из самых способных детей найдется не много таких, которые будут готовы учиться по внутреннему побуждению. Учитель, для того, чтобы он мог выполнить свой долг, должен иметь возможность пользоваться не только средствами увлечения и побуждения, но также, в союзе с родителями ученика, и мерами понуждения. Тот, кто утверждает, что учитель может обойтись без них, сеет иллюзии. (Ну вот и приплыли.)


 

Из книги (между прочим. Не хухры-мухры) «Классическое наследие и современность. Материалы и тезисы конференции», 1992.


 


 

А это из интервью директора частной Класической гимназии в Москве:


Классическое образование всегда остается современным - Елена Шичалина


 

- В чем принципиальное отличие «классически гимназического» образования от обычного?


 

- В основе обычной общеобразовательной программы и программы классической гимназии лежит одна и та же цель: дать полноценные разносторонние знания по всем дисциплинам, позволяющим человеку ориентироваться в реальном мире. ( Это не правда. В основе обычной общеобразовательной программы лежит необходимость дать ученикам определённый законченный набор знаний и моральных ценностей, чтобы на выходе получилась такая однообразная человеческая субстанция, которую потом можно будет легко распределять в соответствии с задачами экономики. Классические гимназии же никогда не ставили своей целью встроение своих выпускников в народно-хозяйственный процесс, если можно так выразиться).


 

В гимназиях же дается общее, то есть разностороннее среднее образование, но более полное, чем в обычной средней школе. ( То есть гимназия – это такая школа со знаком качества). Ученики гимназий лучше знают историю гуманитарных дисциплин, так как изучают древнегреческий и латинский языки - два первых основополагающих языка европейской науки, литературы, культуры и христианской церкви. ... Помимо гуманитарных дисциплин, у нас сильные курсы математики и естественнонаучных предметов. ( А вот естественным наукам в классических гимназиях никогда не уделяли особого внимания). И поскольку гимназия православная, мы обучаем детей Закону Божию и церковному пению.


 

- Изучение древних языков, разумеется, интересно и полезно в плане общей эрудиции. Но какие преимущества в повседневной жизни может дать глубокое знание, к примеру, латыни?


 

- Что мы готовы считать преимуществами? Если речь о кругозоре, охватывающем 30 веков европейской культуры и дающем возможность любое явление рассматривать в широкой исторической перспективе, о тонко чувствующей душе и развитой речи - то такие преимущества гимназия, безусловно, дает. Выпускник гимназии ими до недавнего времени пользовался при поступлении в вуз, а теперь - даже при сдаче пресловутого ЕГЭ. У нас, например, отличные результаты не только по математике и русскому языку, но и по химии и другим предметам.


 

- Какие семьи выбирают для детей классическое и православное образование?


 

- Социальный состав их неоднороден, но в основном это семьи, твердо решившие дать детям полноценное добротное образование (что требует постоянного труда) и православное воспитание (что исключает нравственную разболтанность). Поэтому у нас совершенно ясны не только приоритеты поведения, но и поведенческие запреты - в сторону благотворного консерватизма. Это, на мой взгляд, создает в гимназии благоприятную обстановку для развития лучших сторон ума, души и сердца.


 

- Что из опыта классических гимназий могло бы почерпнуть российское образование? Происходит ли это?


 

- По опыту, классические гимназии позволяют наиболее полно развить способности разносторонне одаренных детей, давая основательные знания не только по отдельным усиленным циклам предметов, как в спецшколах. (И тут для одарённых) ...

А вот цитата с сайта этой школы: "Наши ученики творчески подходят к выполнению работ по различным предметам. Их работы висят на стендах, и даже родители с интересом читают их работы".


Самое интересное,  греко-латинский кабинет, при котором существует эта московская гимназия, много делает для популяризации классического образования, и у них на сайте размещена подборка самых серьёзных в русскоязычном интернете текстов о классическом образовании.




 


Tags: классическое образование, линки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments