Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Ещё о воинствующем невежестве


 

Отвечая на комментарий elekravets к моему предыдущему посту стала думать, а отчего же зависит такая ограниченность восприятия, такое воинствующее невежество? Обусловлено ли оно генетически или является приобретённым качеством? Перебирала в уме людей, с которыми знакома, и с удивлением обнаружила, что "активно отключающих сознание" очень мало среди моих знакомых без образования, особенно среди деревенских, или среди людей очень хорошо образованных.

 

Например, дед моего мужа. Он был очень простым человеком, всю жизнь прожил в той же  деревне, где и родился, работал лесником, вёл хозяйство, последних лет 30 жил один, всё делал сам. Смотрел советское телевидение, выписывал районную газету, из книг в доме была разве что Библия. То есть он не был каким-то дауншифтнувшимся интеллектуалом, а был обычным крестьянином. При этом у него не было проблем, чтобы принимать других людей такими, какими они есть.

Как-то внуки привезли ему бананов в деревню. Дед такое чудо никогда не видел, дал вначале корове попробовать. Корова бананы есть не стала, и дед отказался. Но к тому, что его внуки ЭТО едят, отнёсся совершенно спокойно. Не бегал вокруг них, не пугал близкой смертью. Ну едят себе, и пусть едят, а я не буду.

У людей же образованных, а образованными в моём понимании являются те, кто умеет пользоваться полученными знаниями, умеет на основании изученных мыслей, идей, исследований создавать своё, личное, а не просто пересказывать последнюю прочитанную книгу, так вот у таких постоянно присутствует сознание ограниченности своего знания: "Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю".

Зато между этими двумя полюсами "образованности", в серединке, количество воинствующих невежд ну просто зашкаливает. И у меня в связи с этими мыслями изобрёлся велосипед. ) 

Похоже, когда мы насильно начинаем "образовывать" человека, насильно, это значит не по его потребности, а потому, что мы считаем, что он должен знать то-то и это, то человек начинает терять некую девственность свободы ума. И мы его образовываем, образовываем, и этой свободы становится всё меньше и меньше. И теперь уже ему, чтобы опять освободить свой ум, надо приложить немерянное количество усилий, связанных прежде всего с самообразованием.

Женщинам будет близок такой пример. Неграмотные мамочки рожают дома, носят детей в слингах и занимаются естественным родительством совершенно не ведая, что творят. Современной же цивилизованной женщине, чтобы прийти к домашним родам и естественному родительству, требуется колоссальная работа над собой: горы прочитанной литературы, форумов, штабеля своих и чужих граблей, преодоление огромного количества страхов.

И вот в связи с этим велосипедом у меня возникает вопрос: Как понять, сколько знания требуется, чтобы преодолеть эту точку, в которой человек считает себя образованным, но при этом "активно отключает сознание"?

Я понимаю, что для каждого индивидуума это количество будет варьироваться, но вот есть ли определённый минимум, меньше которого ну никак нельзя?

И я понимаю, что самый безопасный способ, это всё-таки давать востребованные знания, те, которые необходимы самому человеку вот именно здесь и сейчас. 

И возможно, есть некое оптимальное соотношение "навязанного" знания и знания "по потребности", когда свобода ума не теряется, но в то же время человек приобретает знания, которые ему сейчас возможно и не нужны, но которые понадобятся в будущем? 

 

 


Tags: личное, мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments