Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Наши занятия музыкой

 

Расскажу, как мы занимаемся музыкой, может кому-нибудь пригодится.

Мне всегда нравилась музыка. Помню, как я в 7 лет доставала родителей, чтобы они купили мне пианино, так мне хотелось играть. Пианино купили и записали меня в музыкальный кружок. Кажется я выдержала там 2 или 3 года. Вспоминается ясное осознание своей беспомощности и бездарности, потому что за три года я так и не научилась подбирать простые детские мелодии. Да играть классику было интересно, но хотелось научиться сочинять, подбирать музыку, а не просто нажимать на заранее известные клавиши по отпечатанным в типографии нотам.

 

А потом в 4-м классе я стала учиться играть на гитаре. Аккордами. И уже через несколько месяцев могла вполне пристойно рвать струны и горланить разные прикольные песенки. Да, это был другой уровень игры, но я видела результат и получала огромное удовольствие.


 

Долгое время я была уверена, что это я такая бездарная: так и не смогла научиться играть на пианино для себя. Но потом, уже будучи мамой и разговаривая с учителями музыки, я поняла, что даже после музыкальных училищ выпускники не умеют подбирать элементарные вещи. Их этому не учат. Только по нотам.


 

 

Моцарт играл с трёх лет. В пять ему рукоплескали лучшие салоны Европы. НО! Юный Моцарт не играл по нотам, он играл аккордами, арпеджио, аккомпанировал сочинённым им самим простеньким мелодиям. А мы садим 6-тилетних детей за инструмент, вначале рассказываем им как трудно научиться играть на пианино, как много надо заниматься. Потом «ставим» им руки, разучиваем гаммы, этюды и какие-нибудь корявые пьесы «для тренировки». Учим их "читать" ноты. Надо быть очень влюблённым в музыку человеком или очень покорным ребёнком, чтобы выдерживать такое издевательство годами. Моя подружка «отходила» в музыкальную школу 7 лет. Закончила школу, закрыла пианино и с тех пор к нему не подошла. Только вдуматься, сколько затрат ресурсов, энергетических и временных, ушло в песок!


 

 

В общем, я решила искать преподавателя , который будет учить детей играть НЕ-ПО-НОТАМ. Это не легко, но возможно. В Минске я уже почти нашла такую учительницу, но потом мы переехали и всё отложилось «на потом». В Канаде наше желание дать детям музыкальное образование вылилось в покупку пианино (обычного электронного, но 88 клавиш, все разного веса, в общем, как положено), а старшие мальчишки стали ходить на хор.


 

Поиски подходящего учителя затянулись. В конце-концов нам повезло и с прошлого октября Ян и Стефания учатся играть на пианино НЕ-ПО-НОТАМ.


 

Помню нашу первую встречу. Мне рассказали, что есть учительница, которая учит детей сочинять музыку и подбирать. Но она берёт детей, которые уже имеют трёз-четырёхлетний опыт музыкальных занятий. У нас такого опыта не было. Я позвонила Люде (учительнице) и спросила, не могла бы она взятся за детей, весь музыкальный опыт которых состоит в периодическом клацанье по клавишам и игре на разных перкуссионных инструментах типа там-тамов, кастрюль, трещёток. Она согласилась приехать посмотреть. Когда я ей заявила, что хочу, чтобы дети учились играть не по нотам, она на меня внимательно посмотрела, задумалась и... согласилась.


 

На первом уроке Ян выразил желание научиться играть «К Элизе» Бетховена. У нас с Людой случился короткий разговор на тему, что многие педагоги против того, чтобы ребёнок начинал играть классику до того, как ему правильно поставят руки. Мы сошлись на том, что такое правило может и имеет смысл, но только тогда, когда стоит цель вырастить профессионального музыканта. У нас такой цели не было (и нет), поэтому Ян тут же с места в карьер начал разучивать «К Элизе». Вторым номером шла песня «И кондор летит» в варианте Саймона и Гарфанкеля. Потом поступил заказ от Яна на выучить мелодии из Гарри Поттера и Шерлока Холмса. Тут ему самому пришлось слегка попотеть, потому что учительница уже начала учить его подбирать понравившуюся музыку на слух.


 

Мы занимаемся четыре месяца и только-только сейчас Люда решила знакомить детей с напечатанными нотами. При этом они знают уже множество разных аккордов, Ян сам подбирает и сочиняет музыку, со Стешей Люда постоянно сочиняет на уроках, и даже Мартин недавно выразил громкое желание научиться играть «Мама-миа» (песенку группы АББА, которую он услышал в одноимённом фильме).


 

Ещё ни разу я не напомнила детям, что надо "заниматься" музыкой, к пианино у нас временами не пробиться, при том, что сейчас их у нас два. Осталось наше старое, а знакомые отдали нам на хранение настоящий инструмент. Единственное, поют они очень редко и только когда войдут в раж.


 

И вот что я вам скажу. Музыка - это лёгко и весёло. Научиться играть на пианино, заниматься каждый день – это легко и весело. Найдите преподавателя, который будет учить детей играть не по нотам. Просто найдите адекватного человека и поставьте ему такие условия: в ближайшие 6 месяцев – никаких печатных нот. Пусть помучается. Хороший преподаватель примет вызов и сообразит, как и что ему нужно сделать.


 

Да подготовка профессиональных музыкантов требует иного подхода, но если у вашего ребёнка Дар, то он обязательно проявится. А остальным музыка нужна для души, для самовыражения, для того, чтобы уметь во-время помочь душе и попеть, и поплакать.



Это наше первое пианино с Людиными отметками, где какая клавиша-нота. Никакого пиетета к инструменту.






А это наши "ноты". "Песня о маме" - Стешина, "Дом восходящего солнца" - для Яна.



"К Элизе" - для Яна, остальное - кажется, Стешино.



Холмс, Гарри Поттер, и какое-то задание на посочинять. И для Стеши что-то.


 


Tags: музыка, наше ДО
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments