Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

От экстрима до мэйнстрима


Я когда-то для своего любимого сайта делала краткий перевод  исследования, проведённого в 2001 году Институтом Фрейзера (The Fraser Institute) и озаглавленного «Домашнее обучение: от экстрима до мэйнстрима». Теперь вот руки дошли этот текст перевести с белорусского на русский.


«Этот документ обьединяет данные специальных исследований, посвящённых домашнему обучению и отвечает на следующие вопросы:


 

  • Что такое домашнее обучение

  • Сколько детей обучается таким образом

  • Социально-демографические характеристики семей, которые учат детей дома

  • Академические успехи домашних учеников

  • Социализация детей


 

 

Распространение домашнего обучения


 

На протяжении столетий начальное образование дети получали дома от родителей или от нанятых гувернёров. Только в конце 19 в. в США стали появляться школы в их современном виде – специально-приспособленные для обучения здания с профессионально подготовленными учителями. Некоторые родители продолжали обучать своих детей дома, но до 1960-х гг. практика домашнего обучения встречалась очень редко. С тех времён и до сегодняшнего дня исследователи наблюдают стабильный рост количества семей, которые выбирают для своих детей домашнее обучение.

Так в Канаде в 1979 г. на домашнем обучении было только 2000 детей. В 1996 г. таких детей было уже 17 523, или 0,4 % от общего количества зарегистрированных учеников.
В США в 1985 г. только 50 000 детей обучалось дома. В 1992 г. их было уже 300 000. В 1999 г. – 850 000. На сегодняшний день на домашнем обучении находиться от 2,4 да 3,4 % всех школьников США.


Мотивация родителей


Так что же толкает американских и канадских родителей обучать своих детей дома? Чтобы ответить на этот вопрос, в 1999 г. был проведен специальный опрос родителей. Наиболее популярными стали такие ответы:


- Возможность привить ребёнку свою систему ценностей;
- Лучшие академические показатели;
- Возможность построения более близких и крепких отношений между родителями и детьми;
- Возможность дать ребёнку возможность контактировать с людьми разного возраста и на более глубоком уровне;
- Возможность избежать негативного влияния (наркотики, алкоголь, ранний секс) с помощью контролируемых положительных контактов с ровесниками;
- Более щадящий режим, в котором можно организовать обучение.

С распространением компьютеров и развитием интернета, родителям становится всё легче принимать решение о домашнем обучении.


 

Идеологи и просветители


 

Среди родителей обучающих своих детей дома выделяются две категории. Условно их можно назвать «идеологи» и «педагоги».


 

Идеологи, как нетрудно догадаться, имеют идеологические претензии к государственным школам. В основном это христианские консерваторы, но в США, например, быстро увеличивается количество мусульманских семей, переходящих на домашнее обучение.


 

Другая категория, «педагоги», больше озадачена тем, чтобы создать своим детям благоприятный академический и социальный микроклимат.


 

В жизни редко встречаются «чистые» «идеологи» или «чистые» «педагоги». За последние 20-30 лет состав домашних школьников настолько расширился, что теперь тут встречаются представители всех идеологических направлений, религиозных конфессий и социальных кругов.


 

И всё таки родители, обучающие своих детей дома не являются зеркалом общества


 

Типично, они имеют лучшее образование. 81% американских родителей обучающих своих детей дома, имеют образование выше среднего (в целом по стране эта цифра составляет 63%). Большинство семей полные: 80% «домашних» детей живут в семье с двумя родителями (сравните с 66% по стране). 87,7% матерей не работает за пределами своего дома. 52% детей на домашнем обучении воспитываются в семье, где работает только один из родителей (по сравнению с 19% «школьных» детей).


 

Количество членов семьи тоже выше, чем среднестатистическое. В 62% семей, практикующих домашнее обучение – трое и более детей (среди семей, дети которых ходят в школу эта цифра составляет 44%).


 

Академические успехи


 

Все исследователи утверждают, что дети, обучающиеся дома, получают более разнообразное образование, чем их одногодки-школьники. На тестированиях «домашние» дети демонстрируют лучшие результаты, в том числе и в сравнении с учащимися частных (!) школ.


 

Что важно, на результаты тестов не влияет наличие у кого-то из родителей диплома учителя. Наблюдается разница результатов между детьми родителей с университетским образованием и детьми менее образованных родителей. Но и те, и другие всё равно демонстрируют лучшие результаты в сравнении с учениками традиционных школ.


 

Около четверти охваченных исследованиями детей проходят программу старшей школы. В начальной школе разница в усвоении программы составляет в среднем 1 класс, к восьмому классу такая разница составляет уже 4 класса.


 

Исследования в США, Канаде и Англии дают приблизительно одинаковые цифры, что свидетельствует о тенденции в целом, независимо от страны обучения.


 

69% домашних учеников планируют получать высшее образование. Им рады лучшие университеты США. Как отметил один из членов приёмной комиссии Стенфордского университета – вчерашние «домашние» ученики, кроме того, что обладают отличными знаниями, отличаются высокой мотивированностью, любопытством, ответственностью.


 

Социализация


 

Распростронённое мнение о том, что обучающиеся дома дети не получают достаточных навыков социализации - это ошибочный стереотип.


 

Исследования в один голос утверждают, что у "домашних" детей намного реже встречаются проблемы поведения; "домашние" дети лучше социализированы, более самостоятельные и дружелюбные, меньше попадают под влияние ровесников. Они более счастливые, лучше подготовлены к жизни и намного более уверены в себе в сравнении с их ровестниками-школьниками. 98% детей на домашнем обучении не менее двух раз в неделю занимаются чем-то, не связанным непосредственно со школой. Они активно занимаются спортом, учавствуют в общественной жизни, подрабатывают.


 

"Домашние" дети намного реже, чем их школьные ровестники смотрят телевизор. В США не более часа в день смотрят телевизор: 65% детей на домашнем обучении и 25% детей в целом по стране. Среди учеников 4-х классов государственных школ 40% смотрят телевизор больше, чем 3 часа в день. Среди "домашних" детей этот показатель составляет только 1.6%.


 

Выводы


 

Все доступные нам исследования в один голос утверждают, что домашнее обучение – быстро растущее явление, как в Канаде, так и в США. Также подтвержаются выводы о том, что дети, обучающиеся дома, демонстрируют лучшие показатели в сравнении со своими школьными ровестниками.


 

Неприметное по началу движение за домашнее обучение за 40 лет своего существования превратилось в полноправную альтернативу школам, как государственным, так и частным. Домашнее обучение – всё ещё не норма, и не является идеальным или элементарно доступным для всех семей. Но практика домашнего обучения свидетельствует, что это относительно недорогая и очень эффективная альтернатива государственному и частному образованию. Многие исследователи видят в этой форме прототип так необходимых школе реформ. Потому как несмотря на постоянно увеличивающиеся ассигнования на государственное образование, его результаты всё меньше и меньше устраивают родителей.


 

Как отметила исследователь Изабель Лиман (Isabel Lyman), домашняя форма обучения производит грамотных, образованных людей при минимальном вмешательстве государства и за сотые доли тех сумм, в которые обходится любая государственная программа".


 

Всё исследование, на котором базируется этот текст, можно посмотреть тут.

 


Tags: домашнее обучение, статистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments