Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Почему США?

Когда-то давно прочитала книгу Дэвида и Мики Колфакс "Отличное образование дома" (David and Micki Colfax, Homeschooling for Excellence). Сейчас ещё раз взяла эту книгу из библиотеки, чтобы аннотировать для вас, и не удержалась, стала перечитывать. И кажется частично нашла ответ на вопрос: Почему в США домашнее обучение распространено намного шире, чем в Европе? Виноваты в этом, как ни странно, русские или лучше сказать советские. :) Сейчас обьясню.

То среднее образование, которое мы имеем сейчас в наших школах более всего соответствует прусской системе школьного образования. В Европе такая система начала складываться ещё в конце 18-го века и пионером в этом деле выступила Пруссия.

В Пруссии "Общим положением о школах" (1794) все учебные заведения объявлялись государственными. В 1798 г . в Пруссии был создан Высший совет по образованию. В 1808 г . совет был заменен отделом Министерства внутренних дел по вопросам школьного образования.

К середине 19-го века в Европе уже полным ходом осуществлялась централизация школьного образования:


В Пруссии и Франции проводилась централизация школьного дела. В этих государствах неукоснительно поощрялся возникший при абсолютизме режим управления школой. Так, в Пруссии актами 1852, 1854, 1872 гг. была резко усилена роль центральных школьных органов. На местные общины возлагалась обязанность выполнять предписания центра, которые были настолько регламентированы, что школа своими порядками скорее напоминала армию. Инициатива учителей была ограничена. Руководство школьным делом оказалось в руках бюрократического аппарата Министерства образования. Все без исключения учебные заведения подлежали государственному контролю. Учителя начальных школ считались государственными служащими и назначались правительством. В школах распоряжались инспектора, которые подчинялись непосредственно министру образования. В провинции высшую власть над школой осуществлял губернатор, который возглавлял школьный земельный совет, назначал по представлению министра инспекторов. Школьный земельный совет утверждал кандидатуры учителей, которых предлагали школьные советы общин.

В то время как в США только во второй половине 19-го века создаётся орган, ответственный за народное образование:

На протяжении XIX столетия в отдельных штатах были изданы акты и постановления, законодательно определившие деятельность учебных заведенний. Почти везде за образец бралось законодательство Новой Англии. В 1867 г . в Вашингтоне создается федеральный департамент (Бюро) народного образования. Прерогативы Бюро по образованию в США сводились прежде всего к известной координации (а не к управлению – О.П.) общенациональной школьной политики.

В США децентрализованная система школьного управления складывалась в особых условиях, когда государственность только формировалась и штаты обладали значительной самостоятельностью. Школьные законы отдельных штатов были во многом сходными. В штатах и графствах действовали учебные округа (дистрикты) под началом выбранного жителями директора (интенданта). В дистриктах открывались школы. Постепенно во всех штатах учреждены были школьные комитеты и посты суперинтендантов, координирующих педагогическую политику в штате. Школьный комитет состоял из губернатора и вице-губернатора штата, а также суперинтенданта.

Непосредственное руководство школами осуществляли советы, избранные общиной. Округа и школы фактически не зависели от федерального Бюро образования и подчинялись властям штата. Штаты сохраняли за собой право контроля за деятельностью школ, определения принципов образования, типов учебных заведений, сроков и программ обучения, содержания образования, учреждения органов школьного управления, распределения средств на образование. Чиновники дистриктов взимали школьный налог, назначали преподавателей, составляли школьные программы и планы.

То есть школы зависили от общин, финансировались из местных бюджетов и общины самостоятельно, особенно в удалённых сельскохозяйственных районах, решали, кто будет учить их детей и как. И такая система просуществовала до середины 20-го века.

Что же произошло дальше? А дальше в 1957-м году русские запустили Спутник. :)Это событие ознаменовало собой начало эры «кризиса» школьной системы США. Школы обвинялись в том, что они не дают достаточного образования, и поэтому руские опередили американцев в космосе. Учителям было указано на то, что они должны принять активное участие в Холодной войне.

Это было время изменений. Многие учителя с энтузиазмом восприняли то, что отныне правительство станет обращать пристальное внимание на школьное образование. Учителя, особенно в отдалённых школах, получили доступ к новым учебным материалам, к новым идеям и методикам. Они были воодушевлены призывом давать ученикам лучшее образование и требовать от учеников по-максимуму.

Однако призыв реформировать школьную систему привёл к совершенно неожиданным (или, наоборот, закономерным?) результатам. Пока учителя-энтузиасты были озабочены внедрением новых методик и развитием креативности в школах, федеральное правительство стало активно вмешиваться в контроль над школами. Были созданы централизованные программы, централизованные тесты для проверки усвоения этих программ и централизованный бюрократический аппарат для слежения за тем, как внедряются программы и проходятся тесты.

За каких-то 10 лет контроль над школьным образованием перешёл от местных органов управления к федеральным. Запуск Спутника действительно очень сильно трансформировал американское школьное образование. Оно превратилось в очень ресурсоёмкую централизованную систему, в которой главную роль стали играть не учителя и ученики, а администраторы и бюрократы от образования.

Когда рассеялся дым и эйфория от реформ, и граждане увидели, во что превратились их школы, уже невозможно было ничего предпринять в рамках системы. Единственное, что оставалось, это забирать своих детей из этой системы и уходить на домашнее обучение. Именно в конце 60-х – начале 70-х годов в Штатах начинается тренд домашнего образования.

Родители тогдашних детей учились в совсем других школах и не хотели, чтобы их дети проходили молотилку централизованного всеобщего народного образования. Они знали, что может быть по другому, и имели гражданскую смелость брать на себя ответственность за обучение своих детей.


И мозги у этих родителей были промыты гораздо меньше, чем у родителей в Европе, где уже много поколений детей учатся в рамках прусской системы школьного образования.

 


Tags: домашнее обучение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments