Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Руфь Бичик, "Лёгкий старт в математике (1 - 3 классы)", Ч2

Следующая глава посвящена различным видам мышления. Здесь с переводом возникли некоторые сложности, потому что оказалось, что в русскоязычной психологической традиции довольно плохо разработана терминология. Какая-то она неконкретная, что-ли. Спасибо Ксене Безрукой за подсказки и ссылки. Предварительно немного теории отсюда.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное.

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышления с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Теперь, собственно, книга:

 

Виды мышления

Дети в своём развитии проходят через три ступени развития мышления. Когда вы поймёте эти три вида мышления, вы легко сможете принимать решения по обучению вашего ребёнка. Надо ли ему уже учиться считать до 100, надо ли с ним заниматься таблицей умножения или лучше уделить внимание решению задач из реальной жизни?

  1. Наглядно-действенный вид мышления

На этой стадии мышления дети решают задачи используя наглядный счётный материал: конфеты, ложки, людей. Когда ваш трёхлетний ребёнок помогает вам накрывать на стол, он может решить много математических задач. Сколько ещё ложек надо положить? Хватает ли стульев? Основная идея – ребёнок видит и манипулирует реальными предметами.

Используя реальные предметы трёхлетка может решать задачи, которые появляются в учебниках математики во 2-ом и 3-ем классе. Дети могут подсчитывать ложки, конфеты и машинки очень рано в своей жизни. И они могут решать на удивление сложные задачи, только дайте им шанс.

Если вы знакомы со стадиями развития Жана Пияже, которые часто упоминаются в книгах по психологии, то такой вид мышления соответствует тому, что Пияже называл стадией «дооперационального мышления». Это значит, что математические операции дети делают не в уме, как это делают взрослые , когда умножают 5 на 8, к примеру. Ложки и яблоки должны физически присутствовать, чтобы быть подсчитанными.

Пияже считал, что такой тип мышления преобладает у детей до 6-7-ми лет. Но он же встречается во всех возрастах. Вспомните себя. Например, вы изучаете что-то новое, компьютер или вождение автомобиля, читаете руководство по пользованию и вас одолевает мысль, что если бы вам только дали приложить свои руки к изучаемому предмету, у вас бы всё получилось гораздо быстрее. Вот это и ест наглядно-действенный вид мышления.

Разница между нами, взрослыми, и маленькими детьми в том, что мы свободно можем перескакивать с наглядно-действенного вида мышления на другие, которыми мы овладели в своей жизни позже. Но маленькие дети не могут переключаться. Они должны в совершенстве овладеть данным видом мышления, как условием к овладеванию другими видами. Это мышление, этот опыт манипулирования реальными обьектами, – основа, на которой впоследствии строится всё понимание математики.

Так что при обучении маленьких детей, мы просто обязаны учитывать доминирование у них наглядно-действенного вида мышления. Отсутствие обширного опыта математических манипуляций с реальными предметами - пожалуй самая распространённая причина детских неудач в математике. Именно из-за отсутствия такого опыта и вырастают люди с «синдромом математической тревожности».

  1. Наглядно-образный вид мышления

После того, как Ваш ребёнок получил достаточно математического опыта, манипулируя реальными предметами, он наконец может представлять эти предметы у себя в голове. Ему уже не нужно больше видеть и держать их в руках, чтобы решать простые задачи, которые Вы ему задаёте. Ребёнок может решить задачу с помощью образов.

 

По теории Пияже это стадия «конкретных операций» . Это значит, что дети уже в состоянии совершать умственные действия с образами предметов, а не с реальными обьектами. Они могут представить четверо членов семьи, добавить одного гостя и сообразить, что за ужином будет пять человек. Или они могут представить четыре тарелки и мысленно добавить одну, чтобы получить пять.

Как узнать, что ваш ребёнок больше не нуждается в конкретных предметах для решения задач по математике? Он сам покажет это вам, отказываясь от манипулирования реальными обьектами. Когда он сможет представлять предметы, он увидит, что оперировать образами гораздо проще и быстрее. Вместо того, чтобы двигать, переставлять и трогать, достаточно просто представить все эти операции в голове.

По теории Пияже, дети используют наглядно-образный вид мышления, наряду с наглядно-действенным, где-то до 12-13-ти лет. Мы, взрослые, тоже частенько используем этот вид мышления при решении трудных задач, заменяя абстрактные цифры конкретными образами.

Если вы хорошо представляете себе наглядно-образный вид мышления и можете обьяснять задания вашему ребёнку, учитывая именно его, то вы будете отличным преподавателем математики. В начальной школе большинство задач решается именно при помощи этого вида мышления. И вы сможете общаться с детьми используя правильный подход.

Когда мы говорим, что ребёнок чего-то не понимает, мы, обычно, имеем ввиду, что он не может представить это в своей голове. Мы можем ему помочь, предложив использовать счётный материал. Попробуйте показать концепцию с одной стороны, и с другой стороны, и с третьей. Подойдите к решению с разных сторон. Обождите и попробуйте обьяснить то-же самое через месяц. После достаточного опыта работы со счётным материалом, ребёнок в конце-концов поймёт непонятную тему и научится представлять новую концепцию в голове.

  1. Словесно-логический вид мышления

На этой стадии дети наконец могут представить такую абстракцию, как «4». Им уже не нужно представлять 4 тарелки или 4 стула, или 4 точки на домино. Они уже так тесно познакомились с различными четвёрками, что могут легко прибавлять и отнимать эту цифру. Они могут представить себе пример 4 х 3, где «3» может быть чем-то вполне конкретным, а «4» абстрактной цифрой, представляющей собой количество групп трёх.

В каком возрасте дети становятся способны мыслить словесно-логически (т.е. абстрактно)? Пияже утверждает, что не раньше начала подросткового периода, т.е. не раньше 12-ти лет. В начальной школе словесно-логический вид мышления не играет существенной роли. Вы сами часто можете думать абстракто, но вам следует воздерживаться от того, чтобы подталкивать детей в сторону этого вида мышления до того, как они готовы. Подталкивание – не выход. Это только приведёт к проблемам, которых вы стараетесь избежать: тревожности, фрустрации, нелюбови к математике, и т.д.

Единственный путь к сильному абстрактному мышлению в более поздние детские годы лежит через опыт решения большого количества задач с помощью наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

 

Tags: ruth beechik, Руфь Бичик, домашнее обучение, математика, учебные материалы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments