Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote,
Ольга Писарик
olgapisaryk

Садовник vs скульптор

Продолжение курса "Помогаем детям расти"

Если природа — основная движущая сила процесса взросления, то какова тогда роль родителей?

К вопросу воспитания детей существует два очень разных подхода. Один можно условно назвать подходом садовника, а другой - подходом скульптора. Различаются эти подходы прежде всего вИдением ребёнка. Родители-садовники видят своего ребёнка, как существо, которым движет внутренний дух, они могут помочь раскрыться потенциалу, но не могут сделать это ЗА ребёнка. Родители-скульпторы видят ребёнка, как сырой материал, как глыбу мрамора или комок глины, где конечный результат целиком зависит от их умений и навыков.

Садовник выращивает, а скульптор придаёт форму.

Родитель-садовник спрашивает себя: «Как я могу помочь своему ребёнку реализовать его человеческий потенциал?». Вопрос родителя-скульптора звучит по-другому: «Как мне максимально эффективно контролировать поведение моего ребёнка?».

Родитель-садовник больше всего озабочен тем, сможет ли его ребёнок стать зрелой личностью, родителя-скульптора сильнее волнует, получится ли у ребёнка вписаться в общество, соответствовать его запросам.

Садовники считают, что процессу созревания невозможно научить, он может только произойти. Скульпторы уверены, что умелое жонглирование кнутами и пряниками — залог успеха.

Садовники уверены, что основное участие, которое от них требуется — излучать тепло. («Теплота — жизненно-важный элемент как для роста растения, так и для детской души» Карл Юнг). Но скульпторы то знают, что всё это ерунда. Оценивание — вот что постоянно требуется от родителя, надо постоянно оценивать, насколько приемлемо то или иное поведение ребёнка.

Для садовников важно, насколько их ребёнок восприимчив, открыт к тому теплу, которое они излучают. Почва должна быть мягкой, чтобы вода проникала к корням. Для скульпторов более важна подотчётность ребёнка, возможность отслеживать эффект обучения, придания нужной формы.

Садовник оберегает и заботится о привязанности, которая является основой процесса созревания. Желая плодов, мы уделяем внимание корням. Скульптор же сосредоточен только на плодах (поведении) любой ценой.

Родитель-садовник понимает, что ребёнок заботлив, когда он хочет поделиться с бабушкой пирогом, потому что он её любит, что ребёнок ответственен, когда убирает за котом, потому что кот — его друг и зависит от него. А скульптор вознаградит ребёнка двойной порцией пирога или установит плату за вынос туалета. Этим он добьётся желаемого поведения, но муляж морковки и настоящая морковка — не одно и то же, а муляж хорошего поведения — это прямой путь к нарциссизму, когда человек изображает чувства, а не чувствует их.

Садовник доверяет природе, смене сезонов. Он понимает, что прежде чем что-то начнётся, что-то должно закончиться, что перед осенью обязательно должно случиться лето, а перед летом — весна, и что невозможно от молодого ростка требовать плодов. Скульптор же считает, что чем раньше он начнёт обрабатывать свою глыбу мрамора, тем больше у него будет времени для доведения её до совершенства.

Садовник ценит почерпнутые из книг, из жж и от знакомых знания об агротехнике, но при окончательном решении вопроса, когда садить, когда поливать и когда собирать урожай, он руководствуется своей интуицией. А скульптор считает, что его успех заключается только в знаниях и умениях.

Проблемы с детьми родителем-садовником и родителем-скульптором тоже рассматриваются по разному.

Родитель-садовник считает, что в подавляющем большинстве проблем поведения виноваты незрелость и застревание в развитии. Родитель-скульптор же уверен, что либо что-то не то с материалом (ребёнком), либо процесс обработки (воспитания) недостаточно совершенен.

Первое, что при проблеме сделает родитель-садовник — отступит, замрёт, пока не станет понятно, в чём причина проблемы. Мы не можем продолжать поливать растение, которое и так страдает от переизбытка влаги. А что сделает родитель-скульптор? — Удвоит усилия по приданию желаемой формы. Например, если ребёнок не учит уроки и выговоры уже не помогают, то давайте урежем карманные деньги.


Пожалуй хватит. И так понятно, что садовники и скульпторы в своих действиях исходят из совершенно разных картин мира. При этом, во многих случаях, и те, и другие могут вести себя одинаково, но как только ситуация изменится, их различия станут тут же видны. Разный образ мышления предопределит, как кто будет справляться с проблемами поведения.

Могут ли скульпторы создать нечто прекрасное? Безусловно. Растения бонсай, например. (Их всё-таки создают больше скульпторы, чем садовники). Или Вольфганг Амадей Моцарт.

Счастливы ли произведения скульпторов? Смогут ли они реализовать себя не только профессионально, но и психо-эмоционально?  Сомневаюсь. Да и никого, кроме "произведений" (и то, не всегда) это не волнует, по большому счёту. Ведь главное форма, а не содержание.

UPD

от salut : "Мне метафора сперва показалась натянутой, т.к. садовник на самом деле мало заботится о свободе и индивидуальности растений, подчиняя их - обрезкой и корчевкой иногда - гармонии сада. А скульптор рубит глыбу камня не от желания ее контролировать, а от желания создать красоту из, в общем-то, ничего.

А потом поняла суть: дело вообще не в свободе растений и детей. Гармония должна, воля ваша, но быть в любом случае. Просто садовник полагает сад состоящим, все-таки, из растений, из чего-то, что уже существует, и что нужно править. Скульптор же полагает "свой сад", свое поле для деятельности (будь то общество или душа отдельного ребенка) состоящим из ничего."

от u_ksa_re : "мне ближе всего определение гида. я себя на 100% ощущаю именно им. так уж сложилось) этакий оберегающий и любящий проводник, в обязанности которого входит адаптировать маленьких пришельцев к жизни на Земле."
Tags: (*), *gordon neufeld, *Гордон Ньюфелд, *помогаем детям расти, *психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →